Муралы в Орхусе 2024 — в этом году в городе Орхус появилась целая серия новых произведений искусства большого формата на стенах задний. Слово мурал в переводе с испанского языка означает «фреска» и происходит от слова muro — «стена». Мурал как вид искусства зародился около ста лет назад назад в Мексике во времена революции и гражданской войны, когда молодые мексиканские художники провозглашали новые идеи близости искусства к народу. С 1920-х годах на протяжении десятков лет в Мексике появилось большое количество муралов с социальными, национальными и политическими посланиями, оказав влияние на искусство в других странах. В Дании муралы встречаются довольно редко. Стены зданий как правило украшает живопись, которая больше тянет на искусство стрит-арт, или же граффити. В отличии от этого вида искусства муралы воплощают определенную идею и смысл, а также размеры обычно довольно значительные.
Глобальные цели ООН (FN’s verdensmål) — такова была тема новой настенной живописи в Орхусе, согласно статье в местной газете, из чего я и сделала вывод о том, что речь идет не просто об искусстве стрит-арт на стенах архитектурных сооружений, а о муралах. Было интересно посмотреть на что-то новое, а ещё муралы в Орхусе 2024 стали поводом выбраться с семьей в город.
Мы вышли из автобуса на остановке возле церкви Богоматери (Klosterkirken) или же «монастырской церкви», как звучит датское название. Теперь же в здании бывшего монастыря живут люди преклонного возраста, а помещение церкви предоставляется для проведения служб Русской Православной церкви за рубежом.
Напротив церкви расположилось здание банка по адресу Vestergade 11, на стене которого недавно появилось монументальное произведение искусства художника из Новосибирска — Марат Данильян (псевдоним — Морик). Это уже не первая работа Морика в Дании, но удивляет то, что в этом году Морик оказался в числе участников проекта глобальных целей. Марат Данильян выработал свой оригинальный и узнаваемый стиль, не всегда однозначно интерпретируемый. Помогли разобраться толковые журналисты, написав в статье о том, что мурал Морика выполнен на тему глобальной цели номер 3: «Здоровье и благополучие» (Sundhed og trivsel). Написали ещё о том, что после окончания работы в Орхусе Морик направился домой в Прагу.
О выборе места для нового Орхусского мурала журналисты ничего не упомянули. Но довольно примечательно то, что на здание банка было построено на месте бывшего завода по производству маргарина. Хозяином фабрики Отто Мёнстед (Otto Mønsted, 1838-1916) — самый богатый датчанин своего времени. Здание его личной виллы в Копенгагене ныне принадлежит посольству Российской Федерации, а одна из башень, украшавших старую постройку заняла месте в парке королевского дворца Марселисборг. Маргарин марки OMA (сокр. от Отто Мёнстед Орхус) по прежнему — хорошо известная торговая марка маргарина.
Мы продолжили прогулку в старой части Орхуса — в центре города. Ещё до середины прошлого века здесь располагались заводы, фабрики и мастерские. Постройки некоторых зданий сохранились. В 1950-х годах местные власти несколько раз намеревались снести все старые здания и застроить новыми. На удачу, на этот проект не хватало денег и часть старой застройки сохранилась. Здания были отретаврированы, частично перестроены под жилье, магазины и общепиты.
О бывшем индустриальном квартале напоминают разве что названия, как например, «Шоколадная фабрика». Кафетерий «Золотые рога» — это коммерческая находка, не имеющя отношения к известному артефакту.
Да и сам квартал получил название с легкой руки коммерсантов — Латинский. Название появилось лишь в 1980-х годах и было раскручено в местной прессе, сделав его более привлекательным. Впрочем, это название имеет определенную основу — в центре города, возле собора, более 800 лет назад была построена латинская школа. Мы направлялись в центр города, основанный на месте бывшего городища, о чем напоминает разве что название улицы «крепость» (Borgen).
На стене здания Borggade 2 появился новый мурал итальянского художника Millo. Улей с пчелками на крышах высоток мегаполиса. Это, наверное, что-то на тему устойчивости городов и населённых пунктов.
На окнах соседнего здания название компании Уксайкл (Upcycl) тоже в тему, но с другой стороны. Компания работает над идеей использования вторичных материалов.
По пути к следующему муралу мы прошлись по улочке под названием «Райская улица» (Paradisgade), с застройкой 18 века. В одном из старых здания разместился барбер — парикмахерская. И не только здесь. Барберы теперь на каждом углу, очевидно, на стрижку и укладку бороду спрос большой.
На стене и двери старого дома неизвестный уличный художник оставил память по себе.
Напротив — ворота, ведущие внутрь старого двора.
Внутри двора сохранилась старая застройка с домами в стиле фахверк и длинным балкончиком снаружи (svalegang), а потому и «холодным» (sval — холодный, gang — проход).
На стене высотного дома начала века прошлого по адресу Studsgade 12 появился мурал испанского художника Исаак Малаккай (Isaac Malakkai) под названием «Из земли на стол» на тему содействия устойчивому развитию сельского хозяйства. Исаак Малаккай хорошо известен в Дании. Некоторые его работы впечатляют больше.
В небе раздался грохот, это пролетел шестнадцатый. Уже как обычно. Несмотря на недовольство местных жителей летают и над городом, когда вздумается, хоть каждый день и без выходных. та картина на небе относится 11 пункту из резолюции ООН про глобальные цели: “Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населённых пунктов”.
Мы проходили мимо разукрашенного забора, а затем через самую разукрашенную улочку Сневринген. Имена большинства уличных художников остаются известными только небольшому кругу друзей и знакомых. До глобального признания они пока ещё не тянут.
На стене дома по адресу Mejlgade 30 монументальное произведение искусство на стене заменило старую рисованную рекламу помутневшую за многие десятилетия. Новый мурал на тему глобальных целей ООН выполнил другой испанский художник — David De La Mano. Смысл мурала мне остался непонятен, но красиво и оригинально.
Мы шли по улочке Mejlgade — одной из самых старых улиц Орхуса. В глубине открывался вид на набережную города, возле которой во времена далекие находилась церковь Святого Олафа, от которой остались лишь могильные плиты.
Старая улица вела к собору и латинской школе, что и дала название старому кварталу Орхуса. Стены бывшей латинской или кафедральной школы (Katedralskole), так теперь называется это учебное заведение типа гимназии, украшают памятные плиты знаменитых учеников школы. Среди них астроном Оле Рёмер (1644 — 1710) и физиолог Август Крог (Schack August Steenberg Krogh, 1874 — 1949).
Стену здания Skolegyde 4, напротив старой латинской школы украсил австралийский художник Fintan Magee. Глобальных целей усмотреть опять же не смогла, смысл остался скрытым для меня.
Мы прошлись по улочке набережной под названием «Школьный холм» (Skolebakken), название которой дала старая латинская школа. Раньше, в так называемую эпоху викингов, здесь действительно был холм, на котором и располагалась церковь, ставшая со временем собором.
Новые времена, на «школьном холме» появилось новое учебно-просветительное заведение. Это на тему глобальной повестки пункт 5 про гендерное равенство.
В глубине порта на стене одного из зданий на улице Балтийской (Balticagade) память о себе оставил голландский художник Telmomiel. Его работа тоже попала в список «глобальных целей», наверное, по теме рационального использования моерских ресурсов.
А вот еще одна стена с ковром нерукотворным. Скучную стены старого многоэтажного дома завуалировала старая лиана дикого винограда — Девичий виноград триостренный (дат. Rådhusvin, лат. Parthenocissus tricuspidata). Просто и красиво.
Пока мы шли на поиски другис муралов мой взгляд остановился на деревьях, посаженных на набережной. Лещина древовидная (дат. Tyrkisk hassel, лат. Corylus colurna) в Дании встречается довольно редко. Да еще и с орешками.
По другую сторону от набережной, в портовой части города, виднелось здание таможни начала прошлого столетия, построенное в помпезном национально-патриотическом стиле.
Мы приближались к старой части города с современной застройкой. Площадь Европы 10 (Europaplads10) — на одном здании появилось сразу два марала. Один из них выполнил аргентинский художник Ronmuralist на тему рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех.
На другой стороне того же здания — работа американского художника BK Foxx. Пункт 13 глобальной резолюции — принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями
В середине июня я ездила на работу на трамвае и могла из окна видела художника за работой. Удивило то, как быстро создавалась гигантская картина. Всего лишь несколько дней и мурал был готов.
В глубине оставался южный порт Орхуса с бывшим угольным мостом, который теперь превратился в одну большую стройку.
Мы развернулись назад и этой же улице Памяти (Mindegade) последовали в старую часть города. Впрочем от старой улицы остается все меньше, только память о старой застройки, которая несмотря на недовольство местных жителей была снесена. На месте старого фахверкового дома 16 века недавно выросла высотная постройка.
В соседнем всё ещё сохранившемся старом доме, разместился общепит, предлагающий хюгге и бутерброды-смёрребрёды.
Памятная улица привела на место бывшего почтового двора (Postgaarden). На площади появились холмы с деревьями в стиле «зеленый город».
Соседняя улица, с садами на крышах торгового дома, теперь стала пешеходной. С высоты здания открывался прекрасный вид и на муралы в Орхусе 2024.
Мы же ходили по соседней улочке Fredensgade в поисках ещё одного мурала, но пока замечали только художества непризнанных уличных художников.
И на этой улице, рядом со старым отделением полиции, тоже сносили старые дома. Центр Орхуса теряет свою связь с историей.
Вот и нашли очередной мурал на доме номер 39. Его автором стала португальская художница Mariana Santos. Мотив монументальной живописи — история Орхуса, тесно связанная с морем. Или же, если в тему глобальную, то пожалуй, тема должна звучать так: «Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития» (пункт 14).
Мы шли дорогой мимо автобусной станции, возле которой выросли небоскребы.
Еще один барбер, появившийся на месте обычной парикмахерской.
Железнодорожный вокзал с бывшим почтовым отделом.
Пешеходная улица с католической церковью.
Остановка с бездомным. В глубине — ратуша.
Мы прошли через парк ратуши и нашли мурал румынского художника Богдан Скутару (Bogdan Scutaru), адрес — Banegaardsgade 1. Его произведения я встречала во многих городах. У него свой очень яркий и узнаваемый стиль. Он хорошо известен в Дании, удивляет лишь то, что в журналисты иногда называет его болгарским художником. О том же как вписывается мурал Богдана Скутару в тему о глобальных целях, можно лишь догадываться. Наверное имелся в виду пункт 8: «Содействие полной и производительной занятости и достойной работе для всех».
Мы шли по улице между ратушей и зданием музыкальной филармонии, там где раньше протянулось городское кладбище, от которого остался только маленький кусочек с еврейскими могилами.
Скоро городской парк возле филармонии изменится до неузнаваемости. А пока что здесь музей Арос строит какие-то подземные убежища с куполом снаружи.
Огромную стену музея Арос с радужной панорамой, которая раньше воспринималась иначе, украсил не мурал — это огромная реклама нового неприглядного арт-объекта, выставленного на обозрение в музее.
Напротив музея современного искусства расположилось старое здание бывшей библиотеки и архива.
На вершине крыши по задумке архитекторов был установлен деревянный шпиль для защиты от силы нечистой. По краям же совушки мудрые сидели и молча свысока глядели.
Из парка городского мы пришли в парк другой, расположенный на месте бывшей мельницы. Где-то рядом должны были находится ещё другие новые муралы.
В парке всегда многолюдно, поэтому на окраине территории парка городской совет разместил домик архитектора неизвестного с рекламным фасадом для покрытия расходов на обслуживание туалета.
Мельничная улица (Møllestien) — одна из самых старых, со старыми невысокими домами, чудом сохранившихся от разрушения. Здесь мы и нашли ещё два мурала.
Несмотря на цели глобальные, у каждого человека своя мечта. Перуанский художник Jade Rivera на стене дома по адресу Møllestien 59 изобразил маленькую девочку с мечтой увидеть мир с полета птиц. «Расширение прав и возможностей всех женщин и девочек», если привязать к целям глобальным.
Приземленное и возвышенное сочетается в себе монументальная живопись испанского художника Blanxer (адрес — Møllegade 8) или же «жизнестойкость и устойчивость городов».
Мельничная улочка привела на другую старую улочку Grønnegade, где сохранился ещё небольшой кусочек исторической застройки.
На этой улочке мы закончили нашу прогулку в поисках новых муралов. Последний увиденным мурал был выполнен местными датскими художниками Peter Birk & Hans Krull. на стене дома по адресу Grønnegade 6. Это монументальное произведение искусства заменило бывший мурал итальянского художника на антивоенную тему, который наделал много шума. Тема новая более актуальная и прямо в тему целей глобальных — устойчивое развитие, рациональное потребление и производство, гендерное равенство, жизнестойкость, правосудие, и т. д. и тоже рационально… «А судьи кто?»
Фотографии сделаны 24 июля 2024 г. в центре г. Орхус, Дания