Славянское поселение Мекленбург в западных источниках впервые упоминается в конце 900-х годов. Мекленбург (Mecklenburg или Mikelenburg, от старогерманского языка: mikil или miekel — великий, burg — крепость) в те времена был славянским поселением ободритов с крепостью Велиград. Мекленбург располагалось на севере нынешней Германии, возле берега Балтийского моря, в 8 км к югу от г. Визмар. Ободритов относят к полабским славянам, которые жили в составе союза других племен, как полабы, вагры, варны, древане, глиняне и другие. В историографии ободритами обычно называют народ, столицей которого была крепость Велиград (Мекленбург). В настоящее время под словом Меклембург подразумевается более обширная территория, вокруг старого городища, которая принадлежала семьям ободритов и других славянских народов.
Считается, что ободриты были одним из наиболее сильных и значительных племён балтийских славян в эпоху викингов и в средние века. Существует гипотеза о том, что славянская княжна Тове, ставшая женой короля Харальда Синезубого, была родом из Мекленбурга, поэтому её ещё называют Това ободритская. Однако в западном мире балтийских славян обычно объединяют в более широком смысле как венды. Поэтому и Тову ободритскую в Дании называют Товой вендов (Tove fra Venden), а балтийких славян — вендами.
Славянское поселение Мекленбург стало темой выставки в историческим музее Мосгорд города Орхус в разделе про эпоху викингов для демонстрации связей местных племен со славянами, что должно объяснить несметное количество славянских артефактов на территории Дании той эпохи. По задумке менеджеров музея экспозиция должна была укрепить гипотезу про великого вседатского короля Харальда Синезубого (932/36 — 985/87), который для увеличения своего могущества и противостояния франкам взял себе в жены Тове ободритскую.
Считается, что факт о брачных узах между Харальдом Синезубым и славянской княжной Тове подтверждает рунный камень в церкви Сёндер Виссинг (Sønder Vissing Kirke), расположенной в центральной части Ютландии между городами Хорсенс и Силькеборг. Однако о жизни Тове ничего не известно. Поэтому менеджеры музея придумали былину про юную славянскую невесту, которая прибыла на свадьбу с великим вседатским королем из Мекленбурга в Орхус.
В то время славянское поселение Мекленбург по праву называлось великим. Это подтверждают археологические раскопки, проводимые в 70-х годах прошлого столетия.
Поселение представляло из себя крепость с 6 — 10-метровым земляным валом, увенчанным деревянным частоколом. Внутренняя площадь крепости составляла около 1,4 га. Строительство огромной крепости требовало огромных ресурсов. По мнению ученых огромная крепость не могла быть сооружена исключительно силами местных жителей. На возведение фортификационного сооружения должно было задействовано по-крайней мере 500 рабочих, которые трудились не менее года. Таким образом в строительных работах были задействованы могли быть люди и из других мест, а это может указывать на то, что крепость изначально планировалась для могучего князя-предводителя.
Считается, что крепость Мекленбург просуществовала с 8 века до середины 13, а падению способствовало уничтожение религиозного центра полабских славян городища Аркона или Яромарсбург, который располагался на острове Рюген или Руян. В городище находилась деревянная фигура славянского бога войны, плодородия и богатства — четырехликий Свентовит или Святовит. Это был главный бог славянских поселений на балтийском побережье. Со своими четырьмя лицами он мог смотреть сразу на все четыре уголка мира. Согласно описаниям Саксона Грамматика статуя божества находилось в центре храма или капище, где также хранились меч Световита, седло и узда его коня. Во время войны Световит сражался верхом на белоснежном коне. Поэтому в местах проживания славян часто находят культовые фигурки лошадей. Существует также гипотеза о том, что именно остров Руян был родиной Рюрика (Сокол), который и направился со своей дружиной в Великий Новгород.
Главное святилище балтийских славян было разрушено в 1169 году, когда по благословению Римской католической церкви Вальдемару 1 удалось захватить Аркону и уничтожить главное капище. Это событие вошло в историю Дании и об этом рассказывают датские учебники истории. Руяновские князья были вынуждены признать вассальную зависимость от правителей Дании. Но история сыграла злую шутку, потому что за поддержку в одержании побед над вендами, Дания оказалась в роли вассала, что сказалось на ходе всей дальнейшей истории. Не помогло и то что, начиная с 12 века до начала правления Маргрете 2 в 1972 все датские короли носили титул королей вендов (Konge de Venders). История датчан превратилась в бесконечную борьбу самих с собой и постепенную потерю земель, завоеванные королями-викингами.
После небольшого вступления перейду к самой экспозиции с артефактами из музея Мосгорд.
На экране выставочного зала показывали небольшой фильм с места восстановленного городища с деревянным храмом (капище) и домами из рубленного бревна.
Рядом с крепостью располагались поселения людей, которые главным образом занимались сельским хозяйством и животноводством. В поселениях также находились мастерские по изготовлению керамических изделий, орудий труда, тканей и других предметов быта.
На выставке про «родину славянской княжны Тове» представлены некоторые артефакты и восстановленные копии предметов, которые создают обстановку жизни и быта славянского поселения.
Копия глиняного кувшина из славянского поселения Мекленбург.
На выставке представлен кусок славянской посуды из глины, найденный в Орхусе. Во времена викингов славянская керамика была широко распространена на территории Балтийского моря и в Скандинавии. Это были главным образом глиняные емкости с выпуклыми боками, широким верхом и зауженным дном. Посуду украшали горизонтальные горизонтальные и волнообразные линии или штрихи.
Славянский тип керамики по качеству был значительно лучше, чем более грубая керамика других племен, обитавших на территории нынешней Дании, и поэтому пользовался большим спросом. Керамику в Данию славяне привозили издалека, например из Мекленбурга, а также изготавливали в своих мастерских из местных материалов.
На месте крепости Гросс-Раден, северная Германия, была найдена славянская глиняная посуда, которая могла использоваться в культовых целях.
Фигурка культовой славянской лошадки из Мензлин (Menzlin).
Стенд с артефактами, найденными в славянских поселениях в Дании, который менеджеры музея называли «Мода на родине Тове».
На выставке представлены некоторые славянские артефакты, найденные в Мекленбург-Передняя Померания (Mecklenburg-Vorpommern).
Состоятельные славянки обычно носили повязки с височными кольцами и висячие серьги из серебра. Места находок — Ремлин, Сухов, Парлин (Remin, Suchow, Parchim).
Браслет с подвеской и деталь украшения или рукоятки из серебра.
Расческа со славянскими орнаментами в виде зигзагообразных штрихов из крепости Мекленбург.
Серебряный браслет и бусины из карнеола (камень сердолик).
По мнению ученых в далекие времена люди имели довольно консервативные взгляды на одежду и украшения. Поэтому то, что носили славянские женщины в эпоху викингов могло быть не по вкусу женщинам различных датских племен. Поэтому удивляет какую великую роль должно было сыграла славянская жена короля Харальда. Потому что артефакты эпохи викингов в Дании изобилуют славянскими украшениями, посудой и различными предметами быта.
Несколько примеров орудий труда и предметов быта славян:
Ложка из рога и железный нож.
Кресало для розжига костра и ключ.
Серп для сбора злаков,
ножницы для стрижки овец,
рукоятка ножа, украшенная славянскими узорами,
шпоры, найденные в крепости Мекленбург.
Оружие из Мекленбург-Передняя Померания:
наконечник копья,
боевой топор с пунктирными узорами, характерными для славян,
шпоры,
меч,
наконечники стрел и крепости Мекленбург.
Не удивительно, что все вышеупомянутые артефакты, относящиеся к эпохе железа и викингов, в больших количетвах археологи находят и на территории Дании.
На выставке также представлена точная копия сундука Каммина (Fridas Cammin-skrin) с узорами позднего периода викингов в стиле Маммен. Сундук из дерева с позолечеными позолоченными деталями из бронзы, возможно, был изготовлена для влиятельного славянского предводителя.
К сожалению, сундук Каммина пропал во время второй мировой войны. Поэтому в настоящее время можно увидеть только копию сундука, выполненную по сохранившимся фотографиям и описаниям.
Упомяну еще некоторые примечательные артефакты, увиденные на выставке музея Мосгорд про викингов в соседнем зале с заголовком «Волга».
В латвийском городе Саласпилс было раскопано женское захоронение конца 900-х годов. В захоронении были найдены украшения, славянского и византийского стиля:
славянские бронзовые цепочки, талисман из медвежьего зуба, заколки, янтарные бусины, культовая фигурка лошади,
византийские монеты (Василий 2), стекляные бусины,
бронзовые украшения, которые носили женщины, жившие на территории Скандинавии.
Фигурки птиц, миниатюрный топор и подвески в виде животных.
Находки, сделанные в крепости Мекленбург и других местах поселений славян в Мекленбург-Передняя Померания (Mecklenburg-Vorpommern).
Мензлин — поселение викингов на территории славян в Мекленбург-Передняя Померания. В захоронениях в виде корабля были найдены украшения и предметы быта, характерные для эпохи викингов.
Находка из Мензлин:
позолоченные бронзовые броши из женского захоронения, около 900 г.,
ключ из бронзы,
кузнечные клещи,
серебряная брошь, стиль урнес, около 1000 г.
Рерик — торговый город, берущий начало в 700-х годах, но уже в 808 году был разрушен датском королем-викингом Готфред. Купцы были насильно направлены в г. Хедебю.
Находки из Рерик:
деталь украшения,
голова волка, характерная для скандинавской культуры,
расческа с руническими надписями,
бронзовый ключ,
серебряная брошь в виде лошадки,
остаток формы для отливки изделий из серебра,
тестовый камень, для определения чистоты металла,
небольшая наковальня для изготовления колец для кольцевых доспехов,
кузнечные клещи.
Находки из Ральсвик, о-в Рюген:
украшение с мотивом креста, возможно из Германо-Романской империи,
часть от заколки с символической головой дракона, возможно из Хедебю,
кусок позолоченной заколки,
славянское украшение,
напильник и тигель, принадлежавший ремесленнику,
гребень для расчесывания льняных волокон перед прядением.
Украшение женщины высокого статуса конца 10 века напоминающее то, что было найдено в женском захоронении крепости Фюркат.
Бронзовая фигурка культовая лошади славянского бога Святовит или Свентовит , 10 — 11 век. Фигурки лошадей часто находят на территории славянских поселений Дании и побережья Балтийского моря.
Видео на выставке в музее Мосгорд >
Фотографии сделаны 6 мар. 2020 и 12 дек. 2021.
Видео — 29 дек. 2022
Музей Мосгорд, : Moesgård Allé 15, 8270 Højbjerg, Danmark