Хрусталь в Дании становится модным трендом. Такой вывод сделала, посещая магазины и рассматривая каталоги с товарами, предлагаемыми для рождественских подарков. Небольшое количество хрустальных изделий мне бросилось в глаза и прошлом году. В этом же году хрусталь в Дании появился в продаже практически во всех магазинах выше среднего уровня цен. Одновременно хрустальные изделия раскручиваются как предмет роскоши и высокого качества.
В моем закоренелом понятии изделия из хрусталя всегда считались роскошью. Во времена моего советского детства хрусталь олицетворял достаток. Изысканные изделия хрусталя были дорогими, дефицитными и модными товарами. Без хрустальной посуды не обходилось ни одно торжество. Хрусталь бережно хранился и передавался из поколения в поколение.
Когда же в в середине 90 х годов я привезла в Данию из России любимую хрустальную вазу с алмазной огранкой, полученную в подарок по случаю дня рождения, к этому предмету искусства мои знакомые датчане отнеслись с холодным равнодушием. В глазах датчан моя ваза смотрелась старомодно из-за обильного декора.
Мне еще запомнился случай в начале нулевых годов, когда русскоговорящая женщина, живущая в Дании, в г. Орхус на улице Силькеборгвай открыла небольшой магазин под названием Бутик Уник (Butik Unik). В магазинчике продавались изысканные изделия из хрусталя ручной работы с алмазными огранками: бокалы, фужеры, вазы разных размеров. Магазин просуществовал совсем недолго из-за недостаточного спроса со стороны датских клиентов.
В далекие и забытые времена хрусталь в Дании был все же популярным. Об этом ностальгически упоминается в рекламном журнале старого престижного датского магазина Magasin, который несколько лет назад отпраздновал свое 150-летие: «хрустальное стекло старой школы» (дат. «krystaglas af den gamle skolen»). И еще сообщается о том, что «в красивом бокале все становится вкуснее» (дат. «Alting smager lidt bedre i et smukt glas»). Хрустальные бокалы в этом году были изображены и на обложке другого старого и престижного датского магазина Salling, история которого началась в 1906 году.
Свою популярность Хрусталь в Дании стал терять с середины прошлого столетия, когда пересматривались старые традиции и начал процветать новый стиль, удовлетворяющий массовый спрос. Практичность, отсутствие излишеств и дешевизна стали основными факторами, которые учитывали датские дизайнеры при разработке новых товаров.
Новый тренд стер границу между художником и ремесленником. Ставка делалась не на ручной труд, а на массовое производство, поставив покупателей перед вопросом: какой товар является качественным? За дело взялись маркетологи — дифференциацию качества продукции и потребность стала определять реклама, составляя значительную часть стоимости покупаемого товара. С переводом производств в развивающиеся страны цены на массовое производство удалось уменьшить до абсолютного минимума. Рынок переполнил ширпотреб — «числом поболее, ценою подешевле». Профессиональный маркетинг с рекламами гарантировали продавцам сверхприбыли от продаж дешевой, хрупкой и легко бьющейся стеклянной посуды. Производить качественное стекло с длительным сроком пользования оказалось просто не выгодным занятием: больше выбросят — больше купят.
Похоже, что наступает время, когда внутреннее содержимое товара начинает цениться больше массированной дорогостоящей раскрутки и уже невозможно накручивать безумные цены на дешевый ширпотреб, придумывая всевозможные брэнды. Невольно создаются ассоциации со сказкой «Новое платье короля«, написанной знаменитым датским писателем Г. Х. Андерсеном в 1837 году.
«Ни один человек не хотел признаться, что он ничего не видит, ведь это означало бы, что он либо глуп, либо не на своем месте сидит…»
Только маленький мальчик, у которого мозги еще не были залеплены пластилином, искренне сказал: «Да ведь король голый…
.. все стали шепотом передавать друг другу слова ребенка…
— Он голый! — закричал наконец весь народ».
И вдруг воздушные замки стали рассыпаться.
Чем же хрусталь отличается от обычного стекла? Важным достоинством является прочность. Изделия из хрусталя сложнее поцарапать и разбить. Хрусталь имеет более высокую теплопроводность — отличное качество для сохранения температуры напитков. Хрустальные бокалы более прозрачные и в отличии от дешевого стекла не тускнеют после многократного использования. Это качество упоминаются на упаковках с хрустальными бокалами в датских магазинах. Производители предоставляется 10 летнюю гарантию того, что хрустальные бокалы не потускнеют.
Особый шик хрустальным изделиям придают грани, преломляющие свет и создающие эффект радуги. Не случайно слово хрусталь в датском языке и во многих других языках звучит как «кристалл» (krystal). Изделия из стекла сложно гравировать, поэтому их обычно отливают в формах и узоры на стекле имеют сглаженные линии.
Особенно примечательным достоинством хрусталя является характерный чистый звук, раздающийся при соприкосновении хрустальных бокалов.
Конечно, и цена хрусталя намного выше, чем изделий из обычного стекла. Но превосходные свойства хрусталя очевидны и без изобретательной рекламной раскрутки.
Подделки всегда, как спутники сопровождают товары высокого качества. Как только началось продвижение дорогостоящей посуды из хрусталя, в супермаркетах в этом году тут же появились подделки — стаканчики с похожими резными узорами, по 10-15 крон за штуку. Самый простой способ отличить подделку — это постучать слегка. Звук у обычного стекла будет глухой в отличии от чистого звона хрусталя.
На странице рекламного журнала магазина «Чашка и кувшин» (Kop & kande), предлагающего стильные и полезные товары для кухни, с подзаголовком «Новинки» (Nyheder) представлена серия хрустальных бокалов нового датского дизайна. На странице слева представлены традиционные бокалы из стекла.
Бросилось в глаза еще и то в новая серия хрусталя включает и предметы из разноцветного стекла. Это еще один прорыв в тренде датского дизайна, который на протяжении многих десятилетий придерживался к белым и холодным цветовым гаммам.
«Прекрасные красочные бокалы превращают сервировку стола в искусство» (дат. «fine farvede glas, der gør en kunst ud af borddækningen») — объясняет текст рекламы.
Как известно, особые свойства изделиям из хрусталя придают добавки, включая оксиды свинца, которые стали причиной слухов о вредности хрусталя.
Я поинтересовалась по этому поводу на инфо странице Министерства пищевой промышленности Дании и нашла следующее сообщение. Датское Министерство разрешает использование хрусталя, содержащего свинцовые соединения, «т.к. напитки в хрустальных бокалах находятся только в течении короткого времени». Все таки слухи были неоправданными.
И еще одно наблюдение, которому я пока не нашла объяснения. Хрусталь в Дании почему-то ассоциируется с Россией, также как и матрешки и балалайки. Не случайно в русском ресторане, который несколько лет назад открыл датчанин в Копенгагена, напитки предлагались в хрустальных бокалах. Мне больше не известны примеры использования хрустальной посуды в датских ресторанах.
Изделия из хрусталя действительно были очень популярны в Советском Союзе и в России. Но история хрусталя началась не в России. Похоже на то, что российский хрусталь не экспортируется в Данию.
Я посмотрела на упаковки и выяснила, что хрустальные бокалы датского дизайна производятся в Италии. Другие же хрустальные изделия были произведены в Германии или Чехии. Одна из новых серий хрустальных бокалов известной датской компании Lyngby, произведенная в Италии, называется «Мелодия» (Melodia, слово не датское.)
«Мечты сбываются » (англ. «Wishes come true») звучит текст рекламы новой серии хрусталя «Мелодия» в престижном магазине Magasin, расположенном в центре г. Орхус.
Продвижение хрусталя в Дании началось с бокалов для напитков. Хрустальные вазы — это на потом.
Пример хрустальных изделий для напитков из серии «Мелодия»:
snapseglas — рюмка
ølglas — пивно бокал
hvidvinglas — бокал для белого вина
rødvinglas — бокал для красного вина
champagneglas — фужер для шампанского
karaffel — графин
vandglas — стакан для воды
whiskyglas — стакан для виски
whiskysæt — набор для виски
karaffel — графин
«С пожеланием приятного Рождества» («Med ønsket om en dejlig jul») звучали слова на рекламных щитах с товарами, предлагаемых в качестве рождественских подарков.
Рассматривая хрустальные изделия нового датского тренда, я вспомнила про мое наследие из советского серванта. По мне так, мой старый советский хрусталь с алмазной гравировкой смотрится намного изысканнее. Ведь это же ювелирная работа.
А еще, история с хрусталем в Дании еще раз наводит на память фразу о том, что новое — это хорошо забытое старое.