История рождественских елок в Дании насчитывает более двухсот лет. Считается, что самая первая рождественская елка со свечами украшала 24 декабря 1808 года украшала зал новобрачной пары, жившей в старинном поместье Гольштейнборг на острове Зеландия (Holsteinborg Gods, Zealand). Примечательно то, что на плантациях этого поместья в настоящее время выращивают рождественские елки, которыми теперь обычно называют Кавказские пихты. Однако самыми первыми рождественскими елками были ели.
Про самую первую рождественскую ель поместья Гольштейнборг не сохранилось подробных описаний. Больше известно про ель, которая украшала комнату молодого врача доктора Мартин Леманн и его жены Фредерикке 24 декабря 1811 года в Копенгагене. Мартин Леманн был сыном священника из Гольштейна. От отца он мог узнать про рождественские елки, ведь обычай наряжать елку на Рождество был известен в Германии еще в 15 столетии.
На ветки елки Мартина Леманна с помощью глины были прилеплены свечи белого, голубого и красного цвета — цвета герцогства Гольштейн. Макушку елки украшала звезда. Другие украшения рождественской елки были съедобными — печенья и орехи, которые подвешивали на красных ленточках. В канун рождества, в 5 часов вечера, Мартин Леманн зажег свечи на елке.
На рождественском празднике присутствовал полуторагодовалый сын Орла супругов Леманн. В таком маленьком возрасте мальчик не мог помнить самую первую елку. Позже мальчик вырос и стал известным политиком, а также стал свидетелем новой традиции празднования Рождества в Дании — с рождественской елкой.
К середине 1800 х годов елка стала появляться под рождество во многих домах священников, образованных и зажиточных датчан. Сохранились описания о том, что самые первые елки со свечами воспринимались настороженно. Настоящий переполох 1822 году вызвала елка, на которую зажег свечи учитель из города Колдинг. Гости были напуганы, подумав, что начался пожар.
В 1844 году рождественская елочка стала героиней сказки Г. К. Андерсена «Ель«:
Мечта елочки сбылась — она оказалась на Рождество в зале зажиточной семьи и была богато украшена: конфеты, орехи, куклы, сотни свечек и звезда из сусального золота на макушке. Но только после праздника елочка оказалась на свалке.
Можно себе представить, что во время написания сказки богато украсить елку могли далеко не многие жители датского королевства. В то время значительную часть населения составляли бедные крестьяне.
К тому же большинство крестьян не могли отправиться в лес, чтобы срубить себе елочку для Рождества. Ели, которые в настоящее время занимают почти 132 000 га территории Дании, во времена жизни Г. К. Андерсена встречались довольно редко в Дании. Естественный ареал ели — север Скандинавии, Россия, многие страны Восточной Европы. В Дании ель была введена в культуру в 1730 году. Но только в конце 1800 х годов начались массовые посадки елей в Дании.
Еще надо учитывать тот факт, что во времена жизни Г. К. Андерсена лишь 2-4 % территории Дании покрывали леса. Поэтому середине 1800 х годов елка на Рождество была большой роскошью.
Не случайно, большинство традиций, связанных с рождественской елкой в Дании зародились не среди народа, а в кругах людей с большим достатком. Для большинства датчан еще долгое время основным рождественским атрибутом служили снопы из злаковых растений или юленег (дат. juleneg), которыми украшались дома и дворы накануне Рождества.
На протяжении нескольких десятков лет основные украшения елки в Дании были сьедобными: яблоки, печенья, конфеты, сухофрукты на ленточках и в конусообразных кулечках (дат. kræmmerhus). Кроме того делались украшения из бумаги: объемные фигурки, дергунчики (дат. sprællemand), бумажные ленточки и длинные лестницы с ангелами — лестница Иакова (дат. Jakobsstige).
С началом датско-прусской войны (1848-1850 г.) в Дании усилились чувства национального самосознания, что нашло свое отражение в зарождении новой традиции — украшать елку датскими флажками. Этот обычай сохранился до настоящего времени, хотя теперь флажки уже не вызывают прежних сильных эмоциональных чувств, а воспринимаются как дань традиции и культуре.
Датские флажки, свечки красного и белого цвета, украшения из бумаги и сеточки, наполненные со сладостями упоминаются в сказка Г. К. Андерсена «Сидень» (1872 г.) в описании рождественской елки, которую добрые и славные хозяева поместья установили в людской, чтобы порадовать своих слуг.
Середина 1800 х годов — это время, когда сформировались традиции рождества, большинство из которых сохранились до настоящего времени. Например, праздничный сочельник в тесном семейном и кругу танцы вокруг елки. Для многих датчан классическим рождеством стала история из книжечки «Рождество Петера» (дат. «Peters Jul»), впервые опубликованной в 1866 году. В книжке рассказывается про рождественский праздник мальчика из зажиточной семьи. Также описывается украшенная рождественская елка. Мальчик вместе со своей семьей пел песни и танцевал вокруг елки, а затем дети получали подарки.
Некоторые украшения елки все еще были съедобными. Существует мнение, что в основе традиции танцев вокруг елки лежали не только эстетические мотивы, но и педагогические. Родители желали, чтобы дети как можно дольше любовались елкой. Танцуя вокруг елки вместе с детьми, родители сдерживали их нетерпение отведать вкусные украшения.
“Сначала надо любоваться елкой, а затем есть” (дат.» Først skal træet vises, siden skal det spises») — так поется в знаменитой рождественской песенке «С макушки елки» (дат. «Højt fra træets grønne top«), написанной на стихи Петера Фабера в 1847 г.
Интересно то, что рождественскую елку, описанную в истории «Рождество Петера», украшал аист, а не традиционная звезда.
История рождественских елок в Дании сохранила также примеры украшения макушки елки ангелами. В любом случае, звезды, аисты и ангелы являлись в определенном смысле религиозными символами, связанными с рождением Иисуса.
В конце 1800 х годов вместо съедобных украшений на елках стали появляться стеклянные шарики и гирлянды, а подарки, упакованные в бумагу, стали помещаться под елку.
Конец 1800 х годов — начало 1900 х ознаменовался массовым увлечением ниссами — рождественскими домовыми, происхождение которых своими корнями уходит во времена язычества. Ниссы порой появляются даже на макушке рождественской елки.
В начале 1900 х годов зародилась традиция украшать рождественскими елками площади городов Дании. Самая первая елка на площади появилась 1914 года в Копенгагена. Эта идея принадлежит Хенрику Кавлингу (Henrik Cavling, 1858–1933) — журналисту газеты Политикен (Politiken). Елка привлекла в себе огромное внимание. Она впечатляла не только своими размерами — почти 20 метров в высоту. На елке горели электрические свечки. А ведь в то время электричество было проведено далеко не во все дома жителей датского королевства.
С тех пор ели высотой 17 -20 метров каждый год украшают площадь Копенгагена и привозятся из леса Григсков (Grib skov), как и самая первая елка. В настоящее время высокие ели украшают площади практически всех городах Дании. Электрические свечи на них обычно зажигают на первый адвент, и это событие сопровождается праздничными мероприятиями.
В начале 1900 х годов рождественские елки стали уже неотъемлемым атрибутом Рождества в Дании, несмотря на то, что еще далеко не многие датчане имели средства для украшения своих домов елками. История рождественских елок в Дании сохранила описания самодельных елок. Бедные, но творческие датчане во времена первой мировой войны привязывая ветки хвойных деревьев на метлы, или же украшали бумажными игрушками листовую капусту.
На выставке в музее Силькеборг была представлена рождественская елка с украшениями, которые могла себе позволить семья рабочих с хорошо оплачиваемой работой в 1930 х годах. На елке все еще было много самодельных украшений, сделанных их детьми: плетеные сердечки, здездочки и фигурки из бумаги и пряжи. Но уже появились электрические свечи, которые в те времена все еще рассматривались как роскошь.
Макушку елки украшала звезда. Пяти-шести и многоконечные звезды вновь стали основным украшением макушки елки. Эта традиция сохраняется до настоящего времени.
В 1930 х годах в продаже стали появляться искусственные елки. Однако искусственные елки не смогли составить большую конкуренцию живым елкам. Та же тенденция наблюдается и в настоящее время, когда в Дании продается около 1,5 миллиона хвойных деревьев (ели и пихты) в год и лишь около 70 000 искусственных елок в год.
История рождественских елок в Дании не сильно изменилась за последние сто лет, разве что вместо елей рождественским деревом чаще всего становятся Кавказские пихты или пихты Нормана. Промышленные посадки пихт были заложены в 1980 х годах и теперь Дания стала одним из крупнейших экспортеров рождественских елок (или же пихт).
В остальном — украшения елки (или пихты) в сущности остались прежними, но стали только более разнообразными. На макушке елки (или пихты) обычно возвышается звезда, а на самой елке — электрические свечи, гирлянды, стеклянные игрушки, украшения из бумаги.
Раньше под рождественские елки клали коврики, больше из практических соображений, т.к. хвоя в теплых помещениях осыпалась. В настоящее время роль рождественских елок чаще всего выполняют пихты, у которых хвоя прочное держится на ветках. Теперь коврики под елкой выполняют больше декоративную роль и дань традициям.
Некоторые датчане по-прежнему отдают предпочтение очень старым традициям и на рождественской елке зажигают настоящие свечи, которые продаются во многих магазинах.
В последнее время в продаже стали появляться рождественские пихты не срубленные, а в горшках, которые можно пересадить после праздников в саду или в парке. Но пересадка возможна только условиях очень мягкой зимы.
Большинство же рождественских елок (или пихт) предлагается в срубленном виде, а классическое убранство современных елок отражено на плакате (фото ниже) — звезда на макушке, шарики, гирлянды и другие украшения на ветках, а под елкой в сочельник лежат подарки в упакованных коробках.