Иконы Эльзе Марие Хьюлемос на выставке в приходском дворе церкви г. Бедер — об этом я узнала совершенно случайно, листая страницы местной газеты Орхус Онсдаг (Aarhus Onsdag) в первых числах февраля 2023 г. Статья рассказывала о том, что 79-летняя художница Эльзе Марие Хьюлемос (Else Marie Hulemose) последний раз выставляет свои работы — иконы с множеством деталей (“meget detaljerede ikoner”). Эльзе Марие по натуре очень творческий и активный человек. Она принимала участие в некоторых ассоциациях, пела в хоре, занималась изготовлением художественных изделий из стекла. Эльзе Марие любит вязать и рисовать. Особым увлечением Эльзе Марие является рисование православных икон. Некоторые свои работы художница выставила на продажу из-за нехватки места. Статья была очень краткая. Я впервые узнала о художнице из небольшого городка Морслет, расположенном недалеко от г. Орхус.
Согласно статье, выставка в приходском дворе состоится до 27 февраля 2023.
В ближайшие выходные мы с семьей решили посетить выставку приходского двора в городке Бедер.
Возле церкви Бедер (Beder kirke) развивался флаг, парковка была забита машинами. Прибыло очень много прихожан по случаю то ли крещения, то ли свадьбы. К нашему большому удивлению приходской двой был закрыт, хотя мы рассчитывали на то, что выставку можно посетить именно на выходных.
На двери приходского двора висели листовки с информацией о мероприятиях, проводимых церковью Бедер: масленица, творческие мастерские для детей, клуб любителей вязания.
Выставку можно было посетить во время проведения мероприятий или же во время работы сотрудников церкви. Были указаны телефоны для связи.
Мы позвонили по одному из номеров телефона, указанных на листовке с объявлением про выставку. Через несколько дней мы в мужем вновь поехали к церкви. Начались зимние каникулы и у нас было время посетить выставку до обеда, когда в приходском дворе работали сотрудники церкви.
Церковь в этот день была закрыта.
В помещении приходского двора работали две сотрудницы церкви, больше никого не было. Они наводили порядок в помещении, расставляли стулья и столы. Еще год назад в помещении было многолюдно, когда здесь был устроен центр для тестирования на коронавирус — рассказывала работница церкви. На дверях по-прежнему висели контейнеры для дезинфекции рук.
Листовки, расклеенные на дверях, сообщали о том, что температура воздуха в помещении поддерживается не выше 19 градусов тепла. Также сообщалось об ограниченном освещении помещений. Санкции действуют.
Сама церковь городка Бедер очень старая и берет свое начало в середине 12 века. Постоялый двор, построенный в 1793 году, был снесен лет тридцать назад и тогда на его месте был появилась новая постройка. И еще одна — совсем недавно, во времена коронавируса, где теперь и проводится выставка. От старого дома осталась лишь одна деревянная балка.
На одном столе лежал флаг.
На другом — рекламные листовки, книга и визитные карточки художников, представлявших свое творчество на выставке приходского двора. В числе предметов искусства были представлены необработанные куски из бронзы, что-то из керамики и картины в стиле современного искусства, которое клиенты обычно приобретают под цвет обоев или мебели.
Маркетинговой информации про творчество Эльзе Марие Хьюлемос не было — ни листовки, ни визитки с контактной информацией. На столе лежала только статья из местной газеты.
На стене возле столика висели две иконы.
Христос Пантократор из Синайского монастыря / Christ Pantokrator -6. th. Sct. Catharina Monastery Johannes Døberen
Иоанн Креститель/ Johannes Døberen
Мы за зашли в зал. Сотрудница приходского двора позволила нам включить свет в помещении на время осмотра выставки.
На стенах зала приходского двора разместились иконы «с множеством деталей» и картины в стиле современного искусства с разводами и мазками в различных цветовых гаммах.
Мой муж с интересом рассматривал иконы. Будучи далеким от религиозных убеждений, его как и многих датчан атеистов, да и верующих протестантов, иконографическое искусство восхищает разве что тонкостью выполнения и не несет за собой за собой какого-то духовного значения.
Но писать иконы, пожалуй, не возможно, не углубляясь в их богословско-философское содержание. Поэтому рисование икон для датской художницы превращается в долгий процес с осмыслением в течении года — столько времени уходило на создание каждой иконы, согласно статье в местной газете.
На выставке Эльзе Марие Хьюлемос представила свои работы с копиями и мотивами некоторых самых известных православных икон.
Владимирская икона Божией Матери, 12 в. / Jomfrue Maria — russisk
Икона Знамение Пресвятой Богородицы / Virgin and child Johannes
Рождество Господне / Maria — child
Благовещение, Андрей Рублев / Bebudelsen, Rublev
Серафим Саровский на коленях / Serafin of Sarov — Gregory Kroug,
Богоматерь Одигитрия Хиландарская фреска / Virgin and child — Monastery Hilandar
По помещению ходила сотрудница приходского двора туда-сюда и работала. В ее кармане лежал телефон, из которого доносился музыкальный шум.
Я попросила сотрудницу рассказать что-нибудь про Эльзе Марие Хьюлемос. К сожалению, про художницу она мало что знала. Сказала, что ее хорошо знают местные жители и что рисовать она научилась сама. Рисование — это увлечение, а не род занятости.
Еще сотрудница приходского двора заметила: «Странно, что Эльзе не указала цену возле своих работ».
Действительно, возле произведений искусств других художниц были указаны цены. Возле двух полотен стояла надпись «продано». В их числе была картина по цене четыре тысячи крон, на которой можно было рассмотреть что-то наподобие белых курочек .
Я спросила сотрудницу о том, как можно связаться с Эльзе Марие Хьюлемос, на что она ответила, что можно найти номер ее телефона в телефонном справочнике. Или же можно прийти в последний день выставки и лично встретиться с Эльзе, когда та придет в приходской двор, чтобы забрать свои иконы. Я сразу прокрутила в голове, что в тот день у меня работа и связаться придется иначе.
Мы продолжили осмотр выставки икон.
Архангел Гавриил, Ангел Златые Власы / Ærkeenglen — St. Petersburg — одна из самых древнейших икон, которая хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Николай Чудотворец / Nicolaus
Икона по мотивам знаменитой работы Ушаков «Тайная вечеря»
Архангел Рафаил / Englen Rafael
Богоматерь / Maria
Иконы завораживают. В них и печаль, и нежность, и любовь — и самые настоящие, а не лицемерные. Иконы как будто смотрят в душу, и пред глазами открывается глубокая и далекая вечность.
Оплакивание Христа — по мотивам А. Рублева / Nedtagelsen — Rublev
Игнатий Патриарх Константинопольский / Nicolaus Johannes
На столике возле пианино лежали книги с текстами евангельских гимнов протестантской церкви.
На большом столе лежал аккуратно сложенный флаг. Мимо проходила сотрудница приходского двора. Она везла тележку, с бочками и картонными коронами — в воскресенье будет праздноваться масленица (fastelavn) и соберется много разукрашенных детей. Масленица в последние годы стала популярным детским праздником.
Сотрудница приходского двора выключила свет в зале и мы уже распрощались, как вот уже подходя к выходной двери заметили, что в на стенах коридора с помещениями офисов находилось еще несколько икон.
Икона божьей матери и Спасителя Иисуса Христа
Св.пророк Иоанн Креститель
И другие иконы.
Из окна постоялого двора открывался вид на старую датскую церковь Бедер.
Видео выставки в приходском дворе церкви г. Бедер 16 фев. 2023 >
Beder Kirke, Kirkebakken 56, 8330 Beder, Danmark