Котёл из Гундеструпа (дат. Gundestrupkarret) — это позолоченная серебряная чаша, найденная в 1891 году во время торфоразработок на болоте Рэвемосен (дат. Rævemosen), северная часть датского полуострова Ютландия. Котёл получил название по близлежащему поселению Гундеструп. Котёл из Гундеструпа стал одной из самых значительных находок железного века Дании и одной из самых загадочных. По мнению ученых огромная серебряная чаша весом 8,885 кг была изготовлена где-то на Балканах или недалеко от Черного моря, возможно, в период 200 — 50 г. до н. э. До сих пор не существует общего мнения по поводу того, как и почему это изделие оказалось в датском болоте.
По одной из версий котел на территорию Дании привезли кимвры, которые могли быть родом из северной Ютландии. Считается, что в предполагаемое время создания загадочного котла кимвры мародерствовали в центральной Европе. Возможно, что они взяли котел в качестве военного трофея и затем, по возвращению на территорию Дании бросили в болото в качестве подарка богам. По другой версии кимвры вступили в союз с кельтами и фракийцами против римской армии. В таком случае котёл был не трофеем, а подарком, и был доставлен с почестями на родину кимвров. Эта версия может объяснить мотивы разных культур, изображенные на котле, но становится непонятным, почему этот котел был разобран на части и выброшен в болото.
Связь котла с кимврами остается не более, чем гипотезой, но древняя история датского полуострова и исторической области Химмерланд (дат. Himmerland) прочно обросла мифами и преданиями о племени кимвры. Считается, что и название Химмерланд происходит от племени кимвров.
Оригинальный Гундеструпский котёл в настоящее время находится в коллекции Национального музея Копенгагена. Одна из точных копий серебряной чаши хранится в музее города Орс, недалеко от которого и был найден загадочный котёл. Город Орс является главным городом муниципалитета Вестхиммерланд или Западного Химмерланд (дат. Vesthimmerland).
В книге известного датского археолога П. Глоба приведена старая фотография местонахождения серебряного котла и карта Дании, где указаны места с самыми значительными находками эпохи железного века. Место находки Гундеступского котла я пометила розовой линией.
В 1937 году болото Рэвемосен получило охранный статус. На месте загадочного котла теперь находится памятный камень, который заменил деревянный столбик с металлической табличкой.
Сам же столбик был перенесен в исторический музей города Орс. На табличке была сделана надпись: «В этом месте была найдена большая серебряная чаша 28 мая 1891».
Болото Рэвемосен, где был найден Гундерупский котёл, являлось частью большого болота Борремосе, на месте которого археологи нашли свидетельства нескольких поселений и многочисленные артефакты времен железного века. В их числе несколько тел болотных мумий, глиняная посуда, изделия из металла, дерева и текстиля. Найденные артефакты в настоящее время представлен в Национальном музее Копенгагена, а также в виде оригинала или копии в музее города Орс.
На выставке музея Орс возле входа в зал железного века сделана иллюстрация котла Мосбэк (Mosbæk kedlen). Этот котел из бронзы был найден в болоте Мосбэк в 1875 недалеко от болота Рэвнмосе, места находки Гундеструпского котла. Есть ли какая-то связь между этими котлами? Этот вопрос остается открытым.
Сам же котёл Мосбэк, как и Гундеструпский котел, находится в коллекции Национального музея Копенгагена.
В прошлом году директор музея муниципалитет Вестхиммерланд Бродер Берг обратился в Национальный музей Копенгагена с просьбой вернуть в исторический музей города Орс более 20 артефактов, найденных в окрестностях этого города. В списках желанных артефактов были котлы Гундеструпский и Мосбэк. В одной из статей на эту тему Бродер Берг выразил свою надежду получить некоторые артефакты, но на счет котла из Гундеструп очень сомневался. Этот котел слишком известен и является одной из самых ярких достопримечательностей Национального музея. «Хорошо было бы получить его в местный музей, но тогда Национальный музей опустеет» — отметил Бродер Берг.
В настоящее время существует три точных копии котла из Гундеструп, которые представлены в музее Весхиммерланд г. Орс, в музее Мосгорд в Орхусе и в Национальном музее Франции.
Котёл из Гундеструпа был сделан из чистого серебра с позолотой. Котёл был найден в разобранном виде. Сохранилось 13 пластин, которые были уложены на дно сосуда — 5 внутренних длинных и 7 наружных квадратных. Собранный из пластин сосуд имеет высоту 35,5 см и 69 см в диаметре, и может вместить 107 литров. В какой последовательности располагались пластины остается неизвестным. Также неизвестно, что стало с недостающими пластинами.
Изучая узоры, изображенные на пластинах котла, ученые предполагают, что над их созданием могли работать по крайней мере три мастера. Вероятно, что пластины вначале были сделаны в плоском виде, а затем согнуты и спаяны.
На пластинах изображены человеческие фигуры, животные — как настоящие, так и вымышленные. Значение многих фигур и сцен до сих пор обсуждается учеными и не существует единого мнения об их значении. Единственно, в чем согласны все исследователи, это то, что изображения представляют из себя слияние многих культур народов времен железного века.
На внешних панелях изображены лица людей с руками, поднятыми вверх или же скрещенными. В глазах этих фигур изначально могли находиться стеклянные вставки, но они отсутствуют.
На дне котла сделан узор, изображающий молодого быка, рога которого отсутствуют. От рогов остались лишь отверстия. Возможно, что рога у бычка были позолоченными.
На стенах выстовочного зала, где была представлена копия Гундеструпского котла, были размещены копии пластин для лучшего рассмотрения.
На этой панели изображена женщина, возможно, богиня плодородия, в окружении крылатых грифонов, собаки или льва и двух животных, напоминающих леопардов. По обе стороны от женщины — два колеса времени или же символизирующие солнце.
Бородатый человек с поднятыми руками мог иметь некий божественный статус. Поднятые руки могли означать владычество над людьми, которые были изображены размерами поменьше.
Некоторые историки считают, что фигура с оленьими рогами могла быть древним кельтским богом фауны и флоры.
Рогатое божество изображено в позе, которая встречается в индийской иконографии. Некоторые животные направляются к божеству, тогда как другие двигаются в другом направлении, включая дельфина, на котором сидит человек. На панели изображены растительные мотивы, которые могут олицетворять дерево жизни, хорошо известное в скандинавской мифологии.
Божество, держащее в руках оленей, возможно, демонстрирует свое могущество над силами природы.
На этой пластине может быть изображена богиня в окружении своих своих родителей.
Пластина внутренней панели с изображением двух рядов воинов — кавалерия и пехота. Туника, шлемы и длинные щиты продолговатой формы характерны для кельтских воинов. Большая фигура слева — это может быть божество, отправляющее павших в битве воинов в мир иной. По другую сторону изображены музыканты инструментом каникс, имевшего на конце форму головы животного или дракона.
На другой пластине изображен всадник в шлеме, держащий поломанное колесо. Мистические животные и змея, возможно, сопровождали воина в царство мертвых.
Одна из внешних пластин была утеряна по неизвестным причинам.
Божество в виде бородатого мужчины может символизировать торжество победы или же восхождение в рай небесный.
На одной из внутренних панелей изображены три воина или жреца с мечами, которые намеревались принести в жертву быков. Им помогали собаки или волки, а также пятнистые пантеры или кошки.
На дне серебряного котла изображен бык, который должен быть принесен в жертву. Над быком парила жрица, размахивающая мечом. Вокруг быка изображены три собаки или волка — помощницы жрицы. Лиственный узор мог олицетворять кровь, пролитую быком.
Но это еще не всё. В 2000 году котел был основательно осмотрен консерватором Эрлинг Б. Ларсен (1945-2016). С помощью увеличительного стекла и косым освещением обратной стороны пластин ему удалось обнаружить шесть ранее незамеченных изображений. Они представляли из себя простые штриховые рисунки, нацарапанные на серебряных пластинах острым металлическим предметом. На этих изображениях вырисовывалась мужская фигура в профиль размером 4,4 см, трубящая в рог. Другие изображения напоминали головы животных, возможно, львов.
Эрлинг Б. Ларсен предположил, что эти скрытые рисунки представляли из себя предварительные наброски, которые делались до того, как появлялись настоящие мотивы.
Котёл из Гундеструпа со времени его находки стал одной из самых ярких достопримечательностей Химмерланд. Учитывая рост национального самосознания во второй половине 19 столетия, среди жителей этого региона Дании стала распространяться идея о том, что они являются потомками могучего древнего племени. Эти настроения отразились в романе датского писателя, нобелевского лауретата, Й. Йенсен Johannes V. Jensen (1873 — 1950), который был родом из Химмерланд. Он был автором книг «Путь кимвров» (Cimbrernes Tog, 1922), а также сборника рассказов о местных обычаях «Истории Химмерланда» (Himmerlandshistorier, 1898–1910).
В 1924 году в г. Ребильд была установлена гранитная скульптура кимврийского быка (Cimbrertyren), автором которой был знаменитый датский скульптор Андерс Й. Бундгорд Anders Jensen Bundgaard (1864 – 1937). Скульптура кимврийского быка из бронзы в 1937 году стала украшать центр г. Ольборг и стала одним из символом Химмерланд.
Но прежде всего котёл из Гундеструпа и кимврийский бык ассоциируется с городом Орс. Изображения быка встречаются на фасадах домов, в искусстве стрит-арт и на канализационных люках. В городе Орс находится кимвирйские гостиница (Kimre kro), парк (Kimre park), двор (Kimregården) и проводится кимврийская выставка животных (Kimberskuet).
Цепь мэра муниципалитета Орс, которую он надевает во время торжественных мероприятий, тоже включает в себя узоры Гундеструпского котла. Это главное украшение мэра выставлено в стеклянном стеллаже в зале ратуши муниципалитета Вестхиммерланд в г. Орс.
В этом же стеллаже представлен символический котелок, выполненным на основе мотивов Гундестреупского котла. Этот котелок в 60-х годах прошлого столетия выполнил житель г. Орс Кристиан Андерсен для Эстер Сёренсен. На свой день рождения Эстер передала котелок в подарок муниципалитету Орс. Она пожелала, чтобы символической котелок навсегда оставался в ратуше Орса или же был перенесен в местный музей.
На логотипе самого же музея города Орс (Vesthimmerlands museum) тоже изображены мотивы Гундеструпского котла — это три музыканта с трубами каникс.
Кажется, что призрак Гундеструпского котла навечно поселился в Химмерланд.
Возможно, что со временем и сам знаменитый Котёл из Гундеструпа, в обмен на копию, покинет зал Национального музея и, вернется в Орс, ближе к тому месту, где нашел свое последнее пристанище после длительного путешествия, овеянного тайнами и мифами.
Котёл из Гундеструпа, видео РуТуб >
Фотографии и видео сделаны 18 мая, 9 июн. и 18 авг 2022
Музей Вестхиммерланд г. Орс: Vesthimmerlands Museum, Søndergade 44, 9600 Aars, Danmark