Флора Даника настоящего времени — столовый набор с ботаническими иллюстрациями, впервые использованный на королевском столе в 1803 году по случаю дня рождения короля Кристиана 7, по-прежнему используется в королевском дворе по особым случаям.
Королевская Флора Даника
В 1990 году сервиз украсил праздничный стол к юбилею королевы Ингрид (матери ныне действующей королевы Маргрете 2). Королева Ингрид очень любила цветы и увлекалась ботаникой. Не случайно ее еще называли «цветочной королевой» (blomsterdronning).
В январе 2022 года предметы сервиза Флора Даника появились на праздничном столе по случаю 50-летия правления королевы Маргрете 2. Все предметы были оригинальными, за исключением тарелок, из которых потреблялись праздничные кушанья. Тарелки представляли из себя точные копии из оригинального сервиза Флора Даника.
На десертном столе в качестве украшения расположились ажурный колокол для мороженого, вазы с цветами из фарфора, рукоятки для ножей в группе по шесть штук, соединенные бантиками с металлическими нитями.
На тарелке королевы Маргрете 2 был изображен Ирландский мох (дат. Carrageen-tang (лат. Chondrus crispus). Монограмма наследного принца Фредерика на карте меню, указывала на то, что сервиз Флора Даника на праздничном столе формально был для королевы сюрпризом.
Флора Даника настоящего времени, сохраняя давние традиции, приобретает и новые черты. В 2004 году молодожены кронпринц Фредерик и Мэри по случаю свадьбы получили в подарок личный ботанический сервиз. Помимо растений из ботанического атласа Флора Даника сервиз украшали их личные монограммы, нарисованные королевой Маргрете 2.
В 2020 году королева Маргрете 2 получила свой личный набор предметов Флора Даника tête-à-tête, состоящий из из двух чашек и кувшинчика на подносе. Через два года, по случаю юбилея правления, для королевы были изготовлены две тарелки с новым дизайном. На одной тарелке были изображены растения, связанные с жизнью королевы, а на другой — растения дикой флоры Фарерских островов и Гренландии. По случаю юбилея также вышли в свет новые тарелки-блюдца с изображением растений из королевских огородов.
Культурный канон
В 2004 году в Дании был создан «Культурный канон» (дат. Kulturkanonen), представляющий из себя список основополагающих произведений искусства и культурных ценностей. В настоящее время список датского культурного канона включает 108 произведений искусства, архитектуры, литературы, музыки. В из числе Церковь Ховер (12 век,) Орхусский университет (1931), Дюрехавен (1846), ратуша Орхуса (1937-42), Сиднейский оперный театр (1957), Мост через Большой Бельт (1991-98), Солнечная повозка бронзового века (ок. 1300 до н. э.), картина Асгер Йорн «Сталинград» в музее Силькеборг (1957-72), Лампы ПХ Пол Хеннингсен (с 1925), Колесо Кеви Йоргена Расмуссен (1965), песня «В Дании я рождён» на стихи Г.К. Андерсена (1926), балет «Щелкунчик» датского хореографа Стеен Кёрнер (2003).
В 2006 году в список датского культурного канона были включены ботанический атлас и первый сервиз Флора Даника (1752-1803).
Флора Даника настоящего времени
Королевская фарфоровая фабрика Дании по-прежнему производит фарфоровую посуду с ботаническими иллюстрациями. Количество видов столовых предметов Флора Даника к настоящему времени стало больше, чем в самом первом сервизе 1803 года. Набор столовой посуды дополнили предметы для кофе, чая, подставки для тортов, чаши для бульона и цветочные вазы, которых не было в оригинальном сервизе.
Предметы столового сервиза изготавливаются под заказ, и клиенты сами могут выбрать изображения растений из ботанического атласа Флора Даника. В отличии от оригинального сервиза выбор растений стал более широким. Ко времени создания первого сервиза было выпущено 1260 гравюр с изображениями ботанического атласа дикой флоры датского королевства. Когда же работа над атласом была закончена в 1883 году, количество гравюр увеличилось до 3240.
Работы у сотрудников фарфоровой фабрики предостаточно, заказов получено на два года вперед.
Изготовление преметов сервиза Флора Даника
На выставке, посвященной 220-летию со времени официальной презентации ботанического столового сервиза, была устроена небольшая экспозиция, демонстрирующая некоторые этапы производства расписных предметов.
В состав смеси для изготовления фарфора входят белая глина — каолин, полевой шпат и кварц (kaolin, feldspat, kvarts). Качество фарфоровых изделий определяет не только химический состав, но и мельчайшей фракции и соотношении ингредиентов. Важными этапами производства являются многократный обжиг в специальных печах при определенной температуре и сушка.
Формирование изделий из фарфоровой массы производится вручную по старым технологиям и эскизам.
Расписываются и декорируются золотом фарфоровые изделия тоже вручную, поэтому штучный товар сервиза становится настоящим произведением искусства, и цена предметов Флора Даника очень высокая.
Марлене Йоргенсен — художник Флора Даника
Во время посещения выставки Флора Даника в музее Колдинг мне посчастливилось застать за работой двух сотрудниц фарфоровой фабрики, которые демонстрировали процесс формирования декора фарфоровой посуды и роспись.
На вопросы посетителей отвечала художница Марлене Йоргенсен (Marlene Jørgensen). Пользуясь случаем, я достала телефон и сделала небольшую видеозапись. Ниже приведу некоторые моменты из рассказа художницы и видеозапись.
Марлене по образованию — учитель, но будучи творческой натурой, она получила другое образование в области керамики и живописи.
В мастерской фабрики занято 20 сотрудников. Из них пятнадцать человек рисуют растния, трое занимаются позолотой и двое наносят надписи на обратной стороне посуды. Ранее работа оплачивалась сдельно. Теперь же сотрудники получают фиксированную заработную плату. Марлене больше всего занимается рисованием растений и розовой окантовки. Она может также наносить позолоту, но как правило это задание выполняют ее коллеги. Двое пожилых мастеров-позолотчиков имеют образование только в области позолоты и выполняют соответственно, только эту работу. Марлене же и многие другие сотрудники умеют и рисовать растения, и наносить позолоту. Поэтому сотрудники цеха работают сообща и помогают друг другу.
Изображения растений для сервиза подбирают сами клиенты из ботанического атласа Флора Даника. Растений очень много, поэтому художнице не приходится рисовать много раз одно и то же. К тому же Марлене может изменять расположение и размеры растений на фарфоре в зависимости от пожеланий клиентов. В остальном у художников фарфоровой фабрики нет свободы действий.
В зависимости от сложности иллюстрации на роспись каждого прибора требуется разное количество времени. При этом художникам поставлена определенная задача — разрисовывать примерно три предмета в неделю.
В начале Марлене карандашом наносит контуры растения. Затем производится обжиг и сушка. В следующий раз художница наносит первый слой красок, за которым вновь следует обжиг. Третий раз наносятся краски более глубокими оттенками и опять обжиг. По необходимости процедура повторяется в очередной раз, и порой, не только раз.
Раньше позолота наносилась на последнем этапе, после нанесения изображения растений, розовой окантовки и надписи на обратной стороне столового прибора. Теперь же эти процессы могут производится в произвольном порядке, но после каждого шага производится обжиг. Позолоту можно наносить и на первых стадиях, потому что золотое покрытие можно обжигать много раз. Всего до 20 раз приходится обжигать фарфор. «Главное, чтобы не прекратили поставлять газ» — заметила художница.
По словам Марлене, в мастерской фабрики работает вытяжка и поддерживается чистый воздух. Здесь в помещении музея Марлене приходится постоянно удалять пыль со стола. Даже небольшая пылинка может испортить рисунок. Но до тех пор, пока краска не высохла, художница может удалить случайную каплю или неверный штрих. Самое неприятное, что может произойти, это когда на последних этапах росписи предметов вдруг откуда-то появляется трещинка или темное пятнышко. В таком случае приходится отбраковывать предмет и начинать все с начала.
В настоящее время цветовая гамма изображений на фарфоре намного светлее, чем на предметах оригинального сервиза. Это объясняется тем, что теперь для разрисовывания разрешены только краски на водной основе. Некоторые ранее использовавшиеся масляные краски с растворителями и красящими веществами признаны губительным для здоровья. «Старые масляные краски также были более густыми, это видно и толщине самих рисунков на предметах оригинального сервиза» — ещё подметили Марлене.
На вопрос посетительницы выставки о том, не являются ли настоящие краски вредными для здоровья, Марлена уклонилась от прямого ответа, добавив, что прибор Флора Даника главным образом является украшением и предметом коллекций.
На обратной стороне фарфоровых предметов помимо латинского названия указываются желтым цветом инициалы художника и зеленым цветом инициалы мастера-позолотчика. Марлене считает, что нужно было бы указывать и имена гончаров, но это не делается. Имя Марлене указано ввиде инициалов MJ (Marlene Jørgensen) и буквы X. На протяжении многих лет работало очень много художников, имя и фамилия которых начинались с букв M и J, поэтому в каждом случае к инициалам ещё добавляется буква по порядку из алфавита.
Марлене рассказала, что в Дании, клиенты обычно выбирают только ботанические иллюстрации для фарфорового сервиза. В странах Азии некоторые клиенты еще отдают предпочтение художникам. «Когда я была в Корее, ко мне подошла женщина с фотографиями предметов сервиза Флора Даника и обратными сторонами сервиза. Оказалось, что она на протяжении 15 лет собирала коллекцию фарфора с моими инициалами. Это меня очень растрогало… У нее были папки с фотографиями предметов Флора Даника, выполненных и другими художниками.»
Флора Даника настоящего времени — детские рисунки
В заключении приведу изображения ботанического атласа глазами детей. Накануне рождества в музее Колдингхус проводились устраивались мероприятия и мастерские для детей, включая «студию» по росписи одноразовых пластмассовых тарелок мотивами Флора Даника. Получилась еще одна небольшая экспозиция детского творчества.
Видео в музее Колдингхус 8 окт. 2022 г. >
Фотографии и видео сделаны 8 окт. 2022
Koldinghus 1, 6000 Kolding, Danmark