Старая красильня в Эбельтофте — небольшом городке, находящемся на восточной части датского полуострова Ютландия, совсем недавно стал не только одной из ярких достопримечательностей города, но и частью Всемирного культурного наследия человечества. В 2017 году ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) к шедеврам культурного наследия человечества отнесла ручную набойка по ткани и кубовое окрашивание индиго.
Не случайно, старая красильня в Эбельтофте на улице Adelgade недавно оказалась в центре особого внимания. Ведь эта красильня относится к числу наиболее хорошо сохранившихся мастерских Европы, где на протяжении столетий окрашивались ткани с помощью индиго и производилась печать по ткани. Особенно замечательней и тот факт, что музей — красильню основал последний хозяин мастерской около ста лет назад. Поэтому в этом месте время словно бы остановилось, и посещение красильни превращается в уникальное путешествие в глубину истории.
Окрашивание тканей и пряжи в Дании — из глубины истории
То, что ткани и шерсть в Дании окрашивали с давних времен, не подлежит сомнению. Об этом напоминают саги о древних временах, археологические исследования, а также находки семян и пыльцы растений на развалинах древних крепостей и монастырей, которые могли использоваться разве что в качестве натуральных красителей.
Тема окрашивания тканей и пряжи со времен викингов в Дании довольно хорошо изучена. Мне посчастливилось присутствовать на презентации историков музея Мосгорд, где рассказывалось об интересных находках в этой области. В обычных общеобразовательных школах иногда проводятся мероприятия на тему использования растений в качестве натуральных красителей.
В старые времена верхняя одежда, особенно окрашенная в разные цвета, служила не только прикрытием, но и для демонстрации особого статуса. Впрочем, древний обычай использования одежды для демонстрации социального статуса довольно широко используется до настоящего времени.
Очень долгое время окрашивание тканей и шерсти в Дании было «домашним ремеслом», и знания передавались из поколения к поколениям.
Официальное рождение кустарного ремесла по окраске тканей и шерсти на заказ в Дании имеет определённую дату рождения. В 1560 году датский король Фредерик II пригласил в Копенгаген профессионального красильщика из г. Любека, который основал первую коммерческую красильню.
Эта мастерская не стала особо прибыльным делом для короля, но прославилась тем, что была приобретена знаменитым астрономом Тихо Браге для использования каменного фундамента возле здания в качестве обсерватории. О существовании в этом месте первой коммерческой красильни в настоящее время напоминает название улицы «Farvergade», которое с датского языка переводится как «улица красок».
Расцвет и закат красильного ремесла в Дании
К началу 17 столетия красильни появились практически во всех городах Дании и стали значительным источником доходов в королевскую казну, т.к. для открытия мастерской требовалось специальное разрешение или привилегия (дат. privilegium) короля. Для получения королевского разрешения необходимо было подтвердить необходимые знания и заплатить значительную сумму денег. А когда трон занимал новый король мастерам-красильщикам приходилось подтверждать привилегию и опять платить за право своего бизнеса.
Вплодь до 1830 года короли Дании сохраняли монополию на красильное ремесло и до этого времени разрешалось открывать только одну красильню в городе. Поэтому цены на окрашенную одежду были довольно высокими и недоступными для обычных людей. Неслучайно практически в каждом доме женщины занимались рукоделием, сами делала пряжу длинными зимними вечерами, нередко и полотна ткали на дому, сами окрашивали ткани и пряжу.
Конституция 1849 года отменила королевский контроль над производствами, что способствовало появлению многочисленных мастерских по окрашиванию тканей и пряжи. Однако уже к концу 18 столетия индустриализация во многих отраслях повлияла и на развитие красильного ремесла. К тому же в это время стали появляться более эффективные синтетические красители. Поэтому в начале 19 столетия малоэффективные красильни стали массово закрываться или переоборудовать на другие отрасли.
Красильное ремесло в Эбельтофте
Первую привилегию для основания коммерческой красильни в г. Эбельтофт получил Йенс Йеспен (Jens Jepsen) в 1698 году.
До времени, когда в 1771 Эмануэль Рандлев (Emanuel Randlef) — хозяин двора на улице Adelgade открыл красильню, в городе сменилось несколько мастерских, в которых занимались окрашиванием тканей на заказ.
Когда в 1770 году мастер Исаак Хансен Гоэ (Isach Hansen Goe) и его зять Йенс Беринг (Jens Bering) объявили банкротство своего красильного бизнеса, Эмануэль Рандлев смог получить королевскую привилегию на создание новой красильни в своем дворе.
В этой истории появляется имя Беринг. По мнению датских историков находится в родстве с известным мореплавателем Витус Беринг, который родился и вырос в г. Хорсенс. В этот же город после закрытия красильного бизнеса в Эбельтофте возвратился и Йенс Беринг.
Исторические краски для тканей
Перед тем как перейти к старой красильне в городе Эбельтофт на улице Adelgade, хочу еще упомянуть о красках, которые в прежние времена использовались для окрашивания ткани и пряжи. История сохранила документы, в которых описывается содержимое красильни Исаака Хансен Гоэ и Йенса Беринг, выставленное на продажу в 1770 году после банкротства. Эти и другие интересные факты, которые я упоминаю, получены из книги «Красилья в Эбельтофте», написанной датским историком Яков Ведстед (Jakob Vedsted) в 1993 году на основе изучения большого количества архивных материалов.
Помимо инвентаря, множества листов бумаги для прессования и деревянных форм для печати по ткани, в документе упоминаются красители из следующих растений:
- Марена красильная (дат. Farve-krap, лат. Rubia tinctorum) — красный цвет
- Вайда красильная (дат. Vaid, лат. Isatis tinctoria) — синий и зелёный цвета
- Строфария небесно-синяя (лат. Stropharia caerulea) — зеленый цвет
- Яблоня (дат. æble, лат. Malus domestica), кора — желтый цвет
Эти растения вполне могли быть местного происхождения.
В списках растительных красок встречается еще и множество заморских растений:
- Орлеан — краситель красного цвета, который делался из семян кустарника Аннато, или бикса аннатовая (лат. Bixa orellan), произрастающего в Центральной Америке. Красный пигмент из семян этого растения индейцы используют для раскрашивания тела.
- Индиго — краситель синего цвета, полученный из листьев растения Индигофера красильная (дат. Almindelig indigo, лат. Indigofera tinctoria), происходящего из Индии.
- Маклюра яблоконосная (дат. Orangemorbær / osageorange лат. Maclura pomifera) — растение из юго-восточной части Северной Америки, из коры которого получают желтые краски.
- Сандаловое дерево, или Птерокарпус сандаловый (лат. Pterocarpus santalinus) — это растение поступало из стран тропической Азии для получения коричневой и красной краски из коры деревьев.
- Сумах (дат. Sumak, лат. Rhus) — растение, произрастающее в субтропических регионах, из коры и листьев которого получали краски бордовых и коричневых оттенков.
- Кампешевое дерево или синий сандал (лат. Haematoxylum campechianum) — растение из Южной Америки, красящее вещество из коры которого использовалось для получения синего, фиолетового и черного цветов.
- Цезальпиния (лат. Caesalpinia) — или бразильское дерево, произрастающее в Южной Америке, из древесины которого получали темно-красные красители.
- Бакаут (лат. Guaiacum) — Южноамериканское дерево, из древесины которого получали красные красители, напоминающие краску, получаемую из насекомых — кошениль.
Краска кармин из этих насекомых, тоже числится в списке красителей, которые использовались в красильне.
Кроме того в списке веществ, используемых в процессе окрашивания, упоминаются вспомогательные ингредиенты, как:
- квасцы
- поташ
- купорос
- негашеная известь
- пшеничные отруби
- жир
- красный и белый винный камень
Из списка красителей очевидно, что красящие пигменты получали главным образом из растений. Кроме того, в 18 веке в Дании очень широко использовались импортные красители, и несомненно окрашивание тканей было дорогостоящим удовольствием.
Наверняка, именно по этому поводу местный священник Эрик Бегтруп (Erik Begtrup) в своих проповедях в напоминал крестьянам использовать растения местной флоры. В тексте 17 столетия, который сохранился в архиве, священник пишет о том, что земля в округе рождает растения, которыми их прародители испокон веков красили ткань и пряжу. Для желтых красок традиционно использовались восковница, болиголов, ива, конский щавель, береза и листья гречихи. Лишайники кора дуба применялись для окрашивания в коричневый цвет. Серые окраски получали из яблони, а зеленый цвет — из гриба строфария.
Знатный двор — красильня — музей
Теперь очередь доходит до двора на улице Adelgade в г. Эбельтофт, где находится старая красильня — музей. Первые постройки двора появились в начале 16 столетия. Их хозяевами были Йенс Йесперсен (Jens Jespersen) — бывший шкипер и член городского совета г. Эбельтофт, а также его жена, сын которой от другого брака позже стал мэром города. Не случайно, здание по тем временам соответствовало уровню жизни высокопоставленных и зажиточных людей.
На это указывает еще и другой интересных факт. В 1968 году в подвале церкви, расположенной недалеко от г. Эбельтофт был найден самый большой клад времен 16 столетия, состоящий из 32 кг серебряных вещей, включая 12 121 серебряных монет, украшения и столовые приборы, на которых выгравированы «1634» год и имена хозяев двора, где в настоящее время находится музей. Они вероятно спрятали свои сокровище во время военных действий, когда жители покидали город и пытались увезти с собой самое ценное имущество.
Позже сменилось много хозяев двора, некоторые из них были капитанами торговых судов. Возможно именно поэтому одно время в помещении двора размещался магазин с множеством различных товаров, в том числе и заморские краски.
В 1771 здесь появилась первая красильня, которая с некоторыми видоизменениями сохранилась до современного времени. В красильне менялись хозяева, каждый из которых вносил определенные изменения. Самые последние значительные постройки во дворе произвел Иоханнес Крах (Johannes Kragh), ставший хозяином красильного бизнеса в 1822 году. Во времена его работы красильня стала очень современной и продвинутой по тем временам. Здесь появилась даже машина с паровым двигателем, которую однако удалил следующий хозяин, предпочтя использовать лошадиную силу.
Когда последний хозяин красильни Йохан Петерсен (Johan Petersen) в 1905 году получил в наследство от своего отца красильный бизнес, в этой области уже был значительный упадок, и бизнес уже был малоприбыльным. В качестве дополнительного заработка его мать выращивала в саду цветы, которые продавала в магазине двора. Позже из-за уменьшения количества заказов жена Йохана устроила во дворе прачечную, стирая белье под заказ в красильных котлах. В 1925 г. Йохан Петерсен был вынужден официально закрыть красильню. Некоторое время он еще получал небольшие заказы и продавал краски.
Замечательная идея пришла в голову Йохану — устроить в своей красильне музей. За входную плату в 35 эре (дат. øre) он показывал старую красильню любопытным посетителям. Таким образом еще при жизни последнего хозяина старая красильня в Эбельтофте стала частным музеем, благодаря чему внутреннее содержимое прекрасно сохранилось.
Позже красильней заинтересовался Национальный музей Дании. Еще при жизни последнего хозяина мастерским был предоставлен охранный статус. Более того Йохан Петерсен давал множество интервью журналистам, подробно рассказывал о своем опыте музейным работникам. В 40х годах были сделаны видеосъемки мастерской, где Йохан Петерсен демонстрировал процессы окраски тканей и пряжи. Таким образом сохранилось много ценной информации и подлинное содержимое мастерской.
В 1974 году муниципалитет г. Эбельтофт выкупил двор с красильней, который с тех пор стал городским музеем.
Экскурсия по двору старой красильни в Эбельтофте
Вход во двор красильни находится в небольшом фахверковом доме, расположенном на старой улочке с множеством других фахверковых домов. На здании красильни раньше висела вывеска в виде черного флага. В старые времена флаг черного или голубого цвета служил символом профессиональных красильщиков. Цвета были выбраны не случайно, т.к. именно для получения этих окрасок тканей требовалось особое мастерство.
Во время моего посещения музея флага временно был удален, но наверняка появится вновь. Подобная вывеска видна и на старых фотографиях, представленных в музее.
Двор красильни довольно большой с множеством построек: жилые здания, рабочие помещения, конюшня и большой сад с озером.
Во времена красильного бизнеса во дворе жили хозяева, их слуги и рабочие. В середине 18 столетия во дворе жили около 12-15 человек, из них 5-7 членов семьи хозяина и 7-9 работников.
Старая красильня в Эбельтофте на схема, полученной в музее:
Жилые помещения:
1. Магазин, приемная товаров |
Красильные мастерские:
11. Отжимная |
Подсобные помещения
19. Помещение для рабочего |
Если красильные мастерские с начала прошлого века оставались нетронутыми, то в жилых помещениях до начала 70 х годов жили хозяева двора. Когда муниципалитет приобрел весь двор в городскую собственность, в жилых помещениях, на основе старых фотографий и воспоминаний, была восстановлена обстановка жилых помещений конца 18 столетия — начала 19 столетия.
В конюшне находятся старые деревянные башмаки, которые носил последний хозяин мастерской — Йохан Петерсен. На многих старых фотографиях, которые представлены в музее, видно, что он часто носил эту обувь.
В старые времена жилые помещения и мастерские находились во дворе, а рабочие получали временное жилье по месту работы.
Во дворе растет Грецкий орех (дат. Valnød, лат. Juglans regia) — красильное растение.
Окрашивание тканей и пряжи требует большое количество воды. Поэтому красильни располагались вблизи с источником воды.
Для стирки и ополаскивания тканей во дворе красильни было построено специальное помещение — прачечная.
Во дворе красильни находится небольшое озеро, откуда поступала вода для окрашивания и ополаскивания тканей. По словам Йохана Петерсена вода в этом водоеме довольно мягкая, с низким содержанием минералов, что являлось важным условием для качественного окрашивания.
Рядом с озером располагается небольшой сад, который изначально использовался для огородов. Кроме того здесь в летнее время сушили ткань и пряжу. Позже в саду выращивались для продажи цветы.
В настоящее время здесь появились клумбы с растениями, которые в старые времена использовались для окрашивания тканей и пряжи.
Для приведения в движение машин, которые использовались в красильни, раньше использовалась лошадиная сила. Для этого в специальном помещении по кругу водили лошадь, которая вращала брус с конным приводом.
Красильня
Йохан Петерсен рассказывал в своих воспоминаниях о том, во времена его работы, т.е. в начале 19 столетия, он получал больше всего заказов на окрашивание в черный и темно-бордовый цвет. Поэтому он расходовал много красок из кампешевого дерева (для черного цвета) и бакаут (для бордового цвета). Цвет индиго тоже пользовался большим и стабильным спросом.
Но и другие цвета желали клиенты. Как правило это относилось к пряже, из которой вязали носки. Клиентам особенно нравился красный цвет, в который он окрашивал пряжу крапом или мареной красильной. Зеленый цвет для пряжи он получал из гриб строфария, желтый — из маклюры. Была мода и на шерстяные носки лилового цвета.
Чаще всего Йохан использовал «заморские» красители, которые покупал в виде грубо измельченных кусочков коры или спрессованных листьев. Он сам делал порошок из натурального сырья. Это касалось и насекомых кошениль, которые поступали из Тенерифе, и индиго, которая по его словам была самой загадочной краской — как небеса в далекой волшебной стране (Индия).
Само окрашивание тканей и пряжи производилось в специальном помещении (на схеме нр 13) в больших металлических котлах, облицованных кирпичом. Котлы располагаются возле большой дугообразной стены, в которой встроены печи для согревания воды в котлах.
Ворсовальная машина
Окрашивание тканей — процесс довольно сложный и состоит из многочисленных производственных стадий. Для того, чтобы краска хорошо ложилась на ткань, полотна перед окраской подвергались ворсовке. Для улучшения внешнего вида после окраски ткань повторно ворсовалась.
Для этих целей раньше использовались сухие соплодия растения ворсянка — так называемые ворсовальные шишки. Этими соплодиями начесывали поверхность ткани. Вначале процесс осуществлялся вручную, с помощью специальных рам, в которые помещали ворсовальные шишки. В 1850 году в красильне (на схеме нр 14) появилась ворсовальная машина, которая приводилась в движение с помощью лошадиной силы.
Ворсянка для ворсовальной машины > |
Отжим и сушка тканей
Довольно большие площади двора и помещений предназначались для сушки окрашенных тканей и пряжи. Для ускорения процесса сушки приходилось отжимать ткани при помощи прессовой машины. Более тонкую ткань отжимали и выравнивали между толстыми листами бумаги или с помощью специальных гладильных машин.
В теплое время года материал высушивали во дворе или в саду, в остальное время года на чердачном помещении.
Для ускоренного подсушивания окрашенной пряжи, ее наматывали зигзагом на металлические пластины, которые помещались возле печи.
Oкрашивание индиго
Голубой цвет всегда почитался в Дании. Древнее и очень ценное вещество индиго происходит от латинского слова «indicus» — «индийский». Основным источником индиго являлись листья растение индигофера красильная (лат. Indigofera tinctoria), историческая родина которого находится в Индии. Из этого растения получается очень красивый и устойчивый цвет. Однако в голубой цвет окрашивали ткани задолго до появления индигоферы в Европе, еще во времена викингов. Для этих целей в странах Европы выращивали растение вайда (лат. Isatis tinctoria). В небольших количествах индиго содержит и другое растение, как горец красильный (лат. Polygonum tinctorium). Однако эти растения дают более тусклый оттенок, чем индиго.
Не случайно с появлением в Европе индигоферы, это растение стало самым популярным источником голубой краски для тканей. При многократной окрашивании индиго получался темно-синий цвет, который тоже пользовался спросом.
Процесс окрашивания индиго отличается от окрашивания тканей и шерсти в другие цвета. Для окрашивания в голубой цвет в красильне было отведено даже специального помещение (на схеме нр. 14). В отличии от многих других натуральных красителей, индиго нерастворимо в воде. Приготовление краски происходит в процессе длительного ферментирования.
Бедные крестьяне получали самодельную голубую краску в процессе ферментирования с мочой. Поэтому отнюдь не случайно голубая краска, полученная таким способом называлась «синий горшок» (дат. Potte Blå). При этом считалось, что мужская моча дает более стойкий цвет, чем женская. Недостаток такой краски заключался в том, что окрашенная ткань и пряжа очень долго сохраняла едкий запах мочи.
В своих воспоминаниях Йохан Петерсен рассказывал ото том, что краску индиго или куб (дат. kype) он делал сам. Для этого он ферметировал измельченные (с помощью чугунных шаров) в порошок листья с пшеничными отрубями, с добавлением соды и извести. Ферментирование проходило в течении нескольких дней в котле. Все это время поддерживал раствор теплым и регулярно контролировал процесс ферментации, задействовав свои органы чувств. Если запах куба был, по его словам, «слишком сладкий» (дат. «for sød»), то он добавлял известь, если запах куба был слишком «резкий» (дат. «for skarp»), то он добавлял пшеничные отруби.
В своей красильне для индиго Йохан Петерсен имел два котла — для горячего окрашивания шерстяных тканей и пряжи, а также котел для холодного окрашивания льняных, хлопчатобумажных и шелковых тканей. После окрашивания материал промывался мыльным раствором. Однако ткани, окрашенные индиго, еще долгое время будут «пачкать пальцы», что в старые времена считалось признаком качественной краски индиго.
Самое удивительно, по словам Йохана Петерсен, происходило, когда материал вынимали из котла с кубом — в этот момент цвет у ткани или пряжи желтый, который при контакте с воздухом становится зеленый, и только потом синий.
Для получения темно-синего цвета, или почти черного, материал окрашивался несколько раз до окончательной промывки.
В помещении для окрашивания индиго, в глаза бросилась металлическая стойка, обмотанная морской травы Зостера, которая в больших количествах растет на побережье г. Эбельтофт. Каково предназначение этой травы? На этот вопрос музейные сотрудники не смогли дать ответ. Металлическая стойка видна и на видеосъемках, где Йохан демонстрирует процесс окрашивания, но морская трава Зостера не упоминается. Характерно и то, что металлическая стойка с травой находится только в помещении красильни индиго. Возможно Йохан использовал траву в качестве одноразового полотенца? Но это только предположение. Некоторые секреты красильни остались в далеком прошлом.
Набойка по ткани
В заключение немного о декоративной печати по ткани.
Согласно архивным материалам набойка по ткани с помощью специальных деревянных форм делалась не только в старой красильне на улице Adelgade, но и в других красильных, существовавших ранее в г. Эбельтофт.
В музее представлены различные манеры или формы для печати, которые использовались в этой красильне, а также фотографии, запечатлевшие процесс печати по ткани в мастерской.
В одном из интервью последний хозяин красильни рассказал о том, как осуществлялась набойка по ткани.
Вначале из твердых пород дерева, как правило из дуба, изготавливались формы с с гравированным зеркальным изображением узора, который должен был появиться на ткани. Формы делал под заказ резчик по дереву.
Набойка осуществлялась двумя способами. В первом случае на форму наносилась краска, затем форма плотно прижималась к ткани, на которой появлялся узор.
В другом случае, который часто использовался при окраске индиго, на формы наносилась не краска, а специальное вещество, предохраняющее ткань от краски. Это вещество делалось из каучука и тонкой белой глины — пибелер (дат. pibeler, от pibe — курительная трубка и ler — глина. т.к. в XVII столетии pibeler использовалась для изготовления керамических курительных трубок).
Ткань с узорами из смеси этих веществ окрашивалась как обычно кубовой краской, при этом получались белые узоры на окрашенном фоне.
Согласно воспоминаниям Йохана, клиенты заказывали самые различные узоры для ткани. Цветочные узоры были популярны. Кроме того он получал заказы для набойки на накидках для лошадей с инициалами или именами хозяев.
Сотрудница музея обратила внимание на особенно тонкие детали одной из форм, на которой помимо рельефных узоров были прибиты маленькие металлические иголочки.
Такие резные доски — манеры, как и кубовое окрашивание индиго теперь с полным основанием можно назвать шедеврами культурного наследия человечества.
Видео в старой красильне, Эбельтофт, 27 июн. 2019 >
Старая красильня в Эбельтофте: Adelgade 15, 8400 Ebeltoft, Denmark