Сказочная королева (дат. Eventyrdronningen) — это название выставки сценических костюмов, созданных королевой Дании Маргрете II. В 2018-19 г. выставка проводилась в музее Амалиенборга в Копенгагене. В октябре 2019 эта же выставка открылась в музее города Силькеборг, который расположен намного ближе к городу, где я живу. Я воспользовалась такой удачной возможностью познакомиться со сценическим творческом Маргрете II.
Сказочная королева
Название выставки довольно удачно подобрано. Данию иногда называют королевством сказок, ведь именно в этой стране родился один из самых известных сказочников мира — Ганс Христиан Андерсен. А Её Величество королева Маргрете II на протяжении многих лет занимается художественным оформлением творчества датского сказочника.
Королева рассказывала о том, сказки Андерсена она перечитывала много раз и очень глубоко проникнуть в его творчество.
«Чем глубже я пытались проникнуть в сказки, тем многограннее они становились. Сказочные образы пленили меня уже в детстве, раскрывались во всем своем богатстве, мое восхищение и любовь к творчеству Х.С. Андерсена все время усиливались», рассказывала Маргрете II.
К тому же, по мнению королевы, датский сказочник делал прекрасные описания. Поэтому Маргрете II уверена в том, что она довольно подлинно передает мысли Г. Х. Андерсена, создавая сценические костюмы и декорации для постановок по мотивам сказок своего соотечественника:
Здесь костюмы для телевизионной постановки «Пастушка и Трубочист» (1987), сценография и костюмы к балетам: «Дюймовочка» (2005), «Двенадцать пассажиров почтовой кареты» (2006), «Огниво» (2007), рождественский балет «Стойкий оловянный солдатик» (2007), «Свинопас» (2009), «Любовь в мусорном ящике» по мотивам нескольких сказок Андерсена (2001). Королева Маргрете II принимала участие в оформлении фильма по сказкам Х. К. Андерсена «Снежная королева» (2000) и «Дикие лебеди» (2009).
Кроме того, Её королевское величество Маргрете II учавствовала в возрождении старого датского балета со сказочным сюжетом “Народная легенда» (дат. “Folkesagn”), для которого она создала более ста костюмов.
Королева Дании также прочитала многие русские народные сказки. История про снегурочку особенно тронула Маргрете II. В 2008 она создала костюмы, стилизованные под русскую народную одежду, для балета «Снегурочка«, оформила афишу и приняла участие в подборе музыки для балета, который был показан в Копенгагене на рождественские праздники.
В 2012 в Дании появилась «королевская» версия балета Чайковского «Щелкунчик», для которого Маргрете II придумала красочные костюмы. Этот балет уже на протяжении нескольких лет показывался на предрождественских сценах театра Тиволи (2012, 2014, 2016, 2018).
А еще задолго до того, как королева занялась искусством воплощения сказок на сцене и на экранах, в 70 х годах прошлого столетия она создала цикл иллюстраций (под псевдонимом Ingahild Grathmer) к «Властелину колец» Дж. Р. Толкина.
Да, сказочная королева.
Творческая королева
Интерес к искусству, музыке, театру, сценографии, сценическим костюмам и рисованию Маргрете проявляла с самого детства. Еще будучи маленькой принцессой, она любила переодеваться в театральные костюмы и играть различные роли на семейных праздниках в королевских дворцах, парках и на яхте Даннеброг. Вместе со своим отцом, королем Фредерик IX, молодая принцесса часто посещала театральные постановки в королевском театре (дат. Det Kongelige Teater), в котором для королевской семьи были забронированы постоянные места. Король Фредерик IX особенно любил музыку. Он прекрасно играл на фортепиано, дирижировал оркестром и во время постановок с помощью маленького фонарика отслеживал музыкальную партитуру по нотам, которые он всегда брал с собой.
На фотографии 1954 года (фото ниже), запечатлена 14-летняя Маргрете в роли датской королевы Юлианы Марии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, которая поддерживала тесные связи с Екатериной II. Юлиана Мария была родной тетей несостоявшегося русского императора Ивана VI и предоставила политическое убежище в Дании его братьям и сестрам.
На фотографии ниже представлены еще многочисленные образы королевы в различных ролях. На фото справа запечатлена Маргрете II вместе со своим мужем принцем Хенриком на королевской яхте Даннеброг, где они «перевоплотились» в королевскую пару времен Средневековья.
Сказочный лес
В выставочном зале, в котором царит атмосфера сказочного леса, представлены различные сценические костюмы, созданные королевой Дании Маргрете II.
На фотографии ниже представлен манекен с костюмом мыши из балета «Щелкунчик» и Diderik из старого датского балета Августа Бурнонвиля «Народная легенда».
Еще один пример костюма, придуманного королевой для старого датского балета — одежда крестьянки.
На фотографии ниже представлен костюм цыганки из балета «Народная легенда» (справа), а также костюмы Элизы и Феи Моргана из фильма «Дикие лебеди» (слева).
Маргрете II рассказывала, что при создании дизайна одежды, она учитывает и практическое применение. По мнению королевы одежда должна быть не только красивой и эффектной, но и удобной. Это учитывалось и при разработки костюма попугая для постановки «Стойкий оловянный солдатик» по сказке Г. Х. Андерсена, и головных уборов светлячков из балета Чайковского «Щелкунчик» (фото ниже). Создавая дизайн сценической одежды Маргрете II задумывалась о том, что костюм не должен быть слишком тяжелым, а головные уборы не должны были сильно перегревать голову.
Из сказочного леса мышь и мышиная ведьма (балет «Щелкунчик») заглядывают в другой зал, где собрались гости на праздничный ужин (дат. taffel).
Праздничный ужин — Taffel
В выставочном зале музея на праздничное представление балета «Щелкунчик» собрались персонажи в костюмах, придуманных королевой.
На праздничный ужин (дат. taffel) приглашен и знаменитый датский сказочник Г. Х. Андерсен, в одежде, придуманной королевой.
На фоне декораций-декупаж, выполненных королевой, представлены и средневековые герои датского балета “Народная легенда».
Фотографию с костюмом Хильды приведу поближе, чтобы рассмотреть вышивку, которую в конце блога я упомяну еще раз.
Щелкунчик по-королевски
Маргете впервые познакомилась с балетом Чайковского «Щелкунчик» в 1971 году во время первой постановки этого произведения на сцене Королевского театра в Копенгагене. Ее очень впечатлила музыка и сценография, выполненная знаменитым датским художником Бьорн Винблад (Bjørn Wiinblad). В 2012 году королева решила создать свою версию «Щелкунчика«, которая по ее словам должна была стать такой же яркой и красочной, как и первый увиденный балет, оформленный Бьорном Винблад.
На праздничном представлении вместе с героями балета «Щелкунчик» порхает павлин в костюме, который Маргрете II придумала для балета «Стойкий оловянный солдатик».
Датская Снегурочка
В другом зале представлена экспозиция со сценическими костюма, которые Её королевское величество Маргрете II разработала для балета на тему русской народной сказки Снегурочка. Королева хорошо знакома с русскими сказками и музыкой российских композиторов. Перед началом работы над сюжетом, афишей, декорациями и костюмами для балета, Маргрете II очень внимательно изучала культуру и историю русской одежды. Костюмы, придуманные королевой, стилизованы под русскую народную одежду, они выполнены из простых материалов и удобные в употреблении.
Королева Дании также принимала активное участие в подборе музыкального сопровождения для балета Снегурочка. Она предпочла включить музыку Чайковского, Прокофьева и несколько русских народных мелодий. Её королевское величество Маргрете II участвовала в реализации проекта с большим интересом, о чем она сообщила журналистам на пресс конференции перед премьерой балета на тему русской народной сказки.
Творческий процесс
На выставке также были представлены многочисленные иллюстрации, вырезанные фигурки из бумаги, рисунки с набросками, которые королева делала во время работы над творческими проектами. Очевидно то, что Маргрете II занимается своим увлечением очень увлеченно и ответственно.
Интересен дизайн костюма Хильды из балета «Народная легенда», который напоминает наряд датской королевы София Амалия (1628 – 1685), супруги короля Дании и Норвегии Фредерика III. Королевское платье 17 века сохранилось в замке Розенборг. Королева Маргрете II решила украсить платье Хильды узорами со стилизованными незабудками, гвоздиками, клубникой, похожими на узоры, которые были вышиты на платье Софии Амалии.
На фотографии ниже представлены узоры, которые королева придумывала во время работы над фильмом «Дикие лебеди».
Интересно то, что Маргрете II не только создала эскизы и декорации, но выступила в роли сценографа и даже исполнила эпизодическую роль.
Необычны и сами декорации, которые Маргрете II придумала для экранизации фильма на сюжет сказки Г. Х. Андерсена. Королева создала большое количество оригинальных композиций — декупажи, используя вырезки из обычных журналов. Во время съемок актеры снимались на фоне пустой зеленой ткани. А потом, с помощью цифровых технологий, был наложен фон из фантазийных декупажей Маргрете II.
Её королевское величество очевидно получала большое удовольствие от своей работы. Это видно и по небольшому «королевскому» смайлику, который она нарисовала на одном из текстов сценария к фильму.
Ещё некоторые иллюстрации и зарисовки, которые королева делала, работая над сюжетом сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Видно, что королева отдавала большое внимание деталям и подбору цветовой гаммы костюмов декораций.
Вот еще некоторые иллюстрации, которые королева делала во время работы над балетом по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас».
При создании костюмов свиней, королева внимательно изучала этих животных и делала наброски с фотографий.
Так же как и Г. Х. Андерсен, королева любит вырезать фигурки из бумаги.
Ниже на фотографиях можно посмотреть творческий процесс, который осуществлялся во время работы над королевской версией балета «Щелкунчик».
Творческие четверги
На протяжении многих десятков лет королева Маргрете II старалась выделять один день в неделю для своей творческой работы. По традиции этим днем стали четверги. В это время королева могла позволить себе полностью погрузиться в атмосферу творчества.
На выставке представлен рабочий стол королевы с многочисленными карандашами, красками, образцами, зарисовками и т.д.
Королева Дании увлекается разными видами изобразительного искусства и пробует себя в самых различных жанрах — гравюра, акварель, графика, декупаж. Она занимается серьезно и с энтузиазмом. По словам королевы у нее уже нет чувства о том, что она всего лишь дилетант в искусстве. Этот этап она уже давно прошла. Маргрете II говорит, что относится к своим занятиям по четвергам так же серьезно, как и к своему положению и обязанностям королевы.
Королевские шляпки
Головные уборы являются важной деталью стильного гардероба Ее величества. Пристрастие Маргрете II к шляпкам различных фасонов уже давно стало темой добрых шуток среди датчан.
Королева поделилась своим пристрастием к головным уборам с артистами, для которых он придумала большое количество всевозможных шляпок. На выставке представлены некоторые шляпки, сделанные для спектаклей театра пантомимы.
Для выставки королева представила два шаблона сценических головных уборов, которые посетители могли собрать сами. Я тоже попробовала собрать картонные шляпы по шаблонам, предложенным королевой. Сделать из не составляет большого труда. Все гениальное — просто!
На фотографии ниже представлен плакат, на котором сказочная королева Маргрете II демонстрирует свои картонные шляки «Снегирь» и «Собака такса».
О своем хобби в качестве сценариста и дизайнера костюмов королева говорит, что это занятие помогает ей не стареть ментально.
«К счастью, творчество — это одна из вещей, которая неисчерпаема. Чем больше занимаешься, тем больше получаешь», — утверждает королева Дании Маргрете , которой через несколько месяцев исполнится 80 лет.
Видео на выставке в музее Силькеборг >
Музей Силькеборг: Hovedgårdsvej 7, 8600 Silkeborg, Danmark