Датские евреи стали темой выставки в музее г. Рандерс. В прошлом году исполнилось 400 лет со времени, когда первые евреи поселились в датском королевстве по приглашению короля Кристиана 4. По этому случаю Копенгагенский музей датских евреев проводил передвижную выставку в разных городах Дании, в том числе и в Рандерсе. В музее Рандерс на выставке также были представлены некоторые предметы, связанные с жизнью евреев в этом городе. Я посетила выставку 23 апреля 2023 года и это был последний день проведения выставки в Рандерс. На следующий день выставка должна была переехать в другой город.
Тематическая выставка «Датские евреи» расположилась в холле музея, возле входа в помещения с выставкой про историю Рандерса от каменного века до времен настоящих. У самой входной двери, как обычно, сотрудники музея на небольшом стенде выставили последние находки археологов. Здесь я тоже остановила свой взгляд. Совсем недавно археологи музея Рандерс проводили археологические раскопки на территории 74 га на севере от Рандерса в Стоубю (Stouby), где в ближайшем будущем появится парк с солнечными батареями. Согласно старым картам в этих местах находилось много доисторических курганов, некоторые из которых были разрушены в 19 веке. На территории, где будет заложен парк с солнечными батареями, археологи нашли свидетельства существования четырех курганов. На месте одного из них археологи обнаружили древко кремневого кинжала, который относится к эпохе бронзового века ( 2350-1700 дo н. э.).
Теперь про выставку про историю евреев в Дании и в г. Рандерс.
История евреев в Дании началась в эпоху Ренессанса. После Реформации (ок. 1520-1539 г.) датское королевство стало протестантским и все иные вероисповедания были запрещены. В те времена лютеранская церковь придерживалась мнения о том, что королевство может существовать только в том случае, если все жители страны будут исповедовать одну религию. Епископ Йеспер Браохман (Jesper Brochmann) считал, что позволить нелютеранам жить в стране — это большой грех. Однако по коммерческим и политическим соображениям король Кристиан 4 решил сделать некоторые исключения из правил, чтобы спасти королевство, погрязшее в долгах. В 1622 г. Кристиан 4 пригласил в страну несколько богатых еврейских семей, которые одолжили крупные суммы денег для истощенной казны, и платили налоги на свое имущество. Взамен им было разрешено исповедовать свою религию, но только в частных домах и за закрытыми дверями и окнами, чтобы не «провоцировать» датчан-христиан.
Первые евреи, прибывшие в Данию, имели испано-португальские корни. Они были заняты при королевском дворе, поэтому из называли «придворными евреями» (дат. hofjøde). «Испано-португальские» евреи работали в области торговли, экономики, производства ювелирных украшений и в качестве советников по финансовым вопросам королевского двора. Самый первый датский «придворный еврей», купец Альберт Дионис (Albert Dionis), организовал в Дании монетный двор. Среди первых датских евреев были и те, кто занимались торговлей экзотическими товарами и способствовали развитию мореплаванию датчан в заморские страны. Именно еврейские торговцы познакомили жителей датского королевства с шоколадом.
Позже в страну стали приезжать немецкие евреи, но они, в отличии от «испано- португальских» евреев, были более ограничены в правах. Так, например, они не могли беспрепятственно путешествовать по стране и могли селиться только в определенных местах после специального разрешения для каждого человека.
В 1674 году для того, чтобы привлечь жителей в новый город Фредерисия, евреи получили разрешение селиться в этом городе со свободой вероисповедания, а в 1682 году евреям было разрешено даже построить в этом городе синагогу.
В конце 18 века датские евреи постепенно стали бóльшие права в датском королевстве. Так, например, с 1783 года евреи могли получать ученые степени, а еврейские мальчики с 1798 года могли посещать латинские школы. В начале 1800 года правительство разрешило евреям устраивать свои кладбища и строить настоящие синагоги. В 1802 г. евреям было позволено разрешили покупать поместья. Тем не менее, только в 1814 году датские евреи получили почти те же права, как и датские христиане. В том же году Норвегия отделилась от Дании и туда евреям был запрещен въезд. Только в 1851 году евреям было разрешено селиться на территории Норвегии. Что касается Швеции, то в этой стране прямой запрет на евреев действовал вплоть до 1774 года.
Полные права евреи в Дании получили вместе с Конституцией 1849 года, которая гарантировала свободу религии.
В начале 19 века в Дании проживало в общей сложности около «немецких» 4000 евреев. В начале 20 века в Данию прибыла новая волна евреев из восточной Европы, которые проезжали через Данию по пути в Америку. Из 10 000 евреев-иммигрантов около 3000 евреев так и не добрались до нового света и остались жить в Копенгагене. В 1930-е годы Дания закрыла свои границы для евреев без датского гражданства, опасаясь беспорядков в стране.
В 1940 году в стране проживало примерно 8000 евреев. В 1943 году около 6400 евреев бежали в Швецию, спасая свою жизнь, кто-то успел переехать в другие страны, остальные были отправлены в концентрационные лагеря. После окончания второй мировой войны некоторые датские евреи вернулись назад. И уже через несколько лет в Данию прибыло небольшое количество еврейских беженцев из Венгрии и Чехословакии.
В конце 1960-х годов волна антисемитизма охватила Польшу и по этой причине в Данию приехало около 3000 польских евреев. Польские евреи расселились по всей Дании, и в настоящее время польско-еврейская группа занимает важное место в датско-еврейской жизни.
В 1990-е годы еще около 200 евреев переселились из бывшего Советского Союза. Остальные евреи в последнее время переехали в Данию из других стран, как США, Англия и Израиль, но переселенцев из этих стран немного.
Датские города, в которых проживало больше всего евреев: Копенгаген, Ольборг, Орхус, Рандерс, Оденсе, Фредерисия, Фоборг, Наксков и Слагльсе. В этих городах сохранились старые еврейские кладбища.
В настоящее время в Дании насчитывается около 7000 евреев. Точная цифра неизвестна, потому что многие датские евреи интегрировались в датское сообщество или не принимают активного участия в еврейской общине. Большинство датских евреев живет в Копенгагене.
Датские евреи составляли самое большое религиозное меньшинство в стране до 1970-х годов. В настоящее время, согласно приблизительным оценкам профессора университета Роскильде Бьорн Томассен (Bjorn Thomassen), самой большой религиозной группой в Дании стали иммигранты из стран с мусульманским вероисповеданием и их потомки — около 306 000 человек. Второе место занимают датские католики — около 144 000 человек.
Датские евреи в Рандерс
В настоящее время в городе Рандерс живет очень мало евреев и нет официальных данных об их числе. Многие евреи города «растворились» среди местных жителей или переехали в Копенгаген, где находится большая еврейская община. Однако в 19 веке в городе жило довольно много евреев, около 200 человек, и они составляли крупнейшую еврейскую общину Дании за пределами Копенгагена.
Некоторые вехи из истории евреев в Рандерс:
1758 г.
Первый еврей подал запрос на проживание в Рандерс.
1785 г.
На улице Торвегэде 31 (Torvegage 31) поселился часовщик Моссес Йозеф (Mosses Joseph).
1803 г.
Открыта первая синагога по ныне неизвестному адресу.
1806 г.
Первое еврейское кладбище в Рандерс.
1808 г.
Синагога переехал по адресу Снерегэге 9 (Snaregade).
1810 г.
На ул. Нюгэде (Nygade) открыта школа с преподаванием на немецком языке основ еврейской веры и только немного преподавался датский язык
1818 г.
Левин и Яков (Levin, Jakob) открыли табачную фабрику на площади Ратуши (Rådhustorvet).
1819 г.
Во время еврейских погромов запрещались сборы еврей. В этот же года основана организация помощи бедным и больным евреям.
1834 г.
Еврейское сообщество насчитывало 194 человек. Большинство евреев селились рядом с синагогой.
1848 г.
Братья Михаил и Хирш Натансен (Michael, Hirsch Natansen) принимали участие в трехлетней войне.
1852 г.
На улице Клостергэде 3 (Klostergage 3) поселился мастер по изготовлению щёток Йонас Хартогсон (Jonas Hartogsohn).
1857 г.
Абрахам Метц (Abraham Metz) на улице Торвегэде 3 (Torvegave 3) открыл сахарный завод.
1858 г.
Новая синагога на ул. Нордреграве (Nordregrave).
1866 г.
В еврейской общине состояло 70 семей. Люди говорили на смешанном языке из датского, идиш и немецкого.
1870 г.
В городе пышно отмечалось 60-летие со дня свадьбы мясника Натан Натансен (Nathan Nathansen) и его жены Бетси (Betzy).
1871 г.
Во время пожара сгорел архив еврейской общины.
1890 г.
Еврейская община насчитывала 146 человек.
1903 г.
Закрыт кабинет раббина.
1911 г.
Еврейская община насчитывала 41 человека.
1936 г.
Удалена синагога на улице Норегредэге.
1937 г.
В Рандерс поселилось несколько русско-еврейских семей.
1943 г.
Аресты и бегство евреев в Швецию
1945 г.
Семья Хартогсон вернулась из концентрационного лагеря
2019 г.
Вандализм на еврейском кладбище в Рандерс.
Экспонаты выставки
Старые фотографии знакомят с некоторыми еврейскими жителями Рандерса.
Фотогафии слева на право:
Семьи Натансен (Nathansen) и Хартогсон (Hartogsohn) на прогулке, ок. 1890 г.
Регитце Натансен (Regitze Nathansen, 1829-1889), которая была замужем за мастером-каменщиком Хирш Натансен (Hirsch Nathansen, 1827-1891). Фото ок. 1860 г. Пара жила в доме на ратушной площади (Rådhustorvet).
Зажиточный торговец и судовладелец Якоб Мосес Якобю (Jacob Moses Jacoby 1802-1877), живший со своей семьей на улице Торвегэде (Torvegade). Фото ок. 1860.
Хозяин мясной лавки Якоб Натан (Jacob Nathan, 1864-1935) со своими работниками перед своим магазином на улице Киркеторвет 6 (Kirketorvet), ок. 1900 г. Его жена Анна Натан (Anna Nathan) выглядывает из окна. Отец, дед и прадед Якоба Натана тоже работали мясниками.
Некоторые предметы из жизни евреев Рандерса, представленные на выставке:
Модель жилого дома с фабрикой Эдуарда Хартогсон (Eduard Hartogsohn) по производству щеток, кисточек и метелок. Примерно 1890 г. Здание располагалось на углу улиц Клостергэде (Klostegade) и Снарегэде (Snaregade) в Рандерс. Здание было удалено в 1933 году и на его месте было построено новое здание фабрики.
Фабрика, основанная в 1852 году, просуществовала 131 год и была закрыта в 1983 г.
1. Мерный стакан и воронка из меди, которые торговец Филлип Хартогсон (Phillip Hartogsohn) использовал в своем магазине на улице Сёндергэге 6 (Søndergade 6).
2. Упаковка коксового брикета с рекламой магазина торговца Филлип Хартогсон.
3. Упаковка со свежемолотым кофе из магазина Филлипа Хартогсон на улице Сёндергэге 6.
4. Почетная премия за руанских уток (дат. Rouen-ænder — руанская порода домашних уток, выведенных во Франции), которую торговец Филлип Хартогсон получил примерно в 1900 году от ассоциации птицеводов округа Рандерс и жителей города Грено.
Доска 1811 г., которая располагалась на дверью швейной фабрики Израэля Карла Вуфф по адресу Брёдрегэде 7-9 (Brødregage 7-9).
1. Банковская книжка торговца Абрахам Мосез Мец (Abraham Moses Metz), банк в Рандерс.
2. Столовые ложки, произведенные ювелиром Юлиус Натансен (Julius Nathansen) в Рандерсе в 1846-1870 г.г.
3. Печать из латуни, 1850 г., принадлежавшая кожевнику Карл Й. Вульф (Carl J. Wulff) из Рандерса.
Синагога на углу Норгреграве (Nordregrave) и Норрестэде (Nørrestræde), ок. 1920 г. Здание спроектировано королевским архитектором Тилеманн (Thielemann) и построено мастером-каменщиком Хирш Натансен (Hirsch Nathansen) в 1858 г.
Две каменные плиты Скрижали Завета от 1858 года с десятью заповедями Моисея на иврите. Располагались над входной дверью в синагогу на ул. Нордреграве (Nordregrave) в Рандерс. Здание синагоги было удалено в 1936.
2. Статуэтка Моисея с высокой шапочкой, вырезанная из мыльного камня стеатит, 18 век. Неизвестное происхождение.
3. Два ключа от ящика для сбора пожертвований в синагоге Рандерс.
4. Ключи от синагоги, согласно человеку, который передал ключи в музей.
5. Листовка инагурации синагоги в Рандерсе в 1858 г.
1. Корона (римоним) из серебра, использовавшиеся для украшения свитка Торы, 19 век. (Предоставлена музеем датских евреев).
2. Указка для чтения свитков Торы (яд), произведена в Ольборг ок. 1870. (Предоставлена музеем датских евреев).
3. Тфилин — коробочка из выкрашенных черной краской кожи животных, с краткими текстами из Торы на пергаменте, которая прикрепляется особым способом на голову и левую руку.
Истории двух еврейских жителей Рандерса
Герсон Хайнеманн (Gerson Heinemann) был родом из Германии. Переехав в Данию, в г. Рандерс он стал заниматься продажей одежды, табака и предметов обихода. На торговле он смог хорошо заработать и купить себе дом. В Рандерсе он познакомился с молодой девушкой Генриетта Хайнеманн (1774–1859), дочерью раввина Левина из Фредерисии.
В совместном браке родились три девочки. Когда одна из дочерей умерла в раннем детстве, семья пожелала похоронить ее в Рандерс. Но на тот момент в городе не было еврейского кладбища и евреям приходилось ехать во Фредерисию, чтобы там делать захоронения.
Герсон Хайнеманн был очень верующим человеком, поэтому стал одним из трех лидеров общины. По его инициативе, община основала кладбище. Первым еврейским захоронением в Рандерс была маленькая дочка семейной пары Хайнеманн.
На могильном камне был изображен сломанный цветок лилии, как символ красоты, чистоты и прерванной жизни.
Последнее еврейское захоронение в Рандерсе было сделано в 1988 году. Это был производитель щеток Хартогсон (Hartogsohn).
Йохан Филип Хатогсон (Johan Philip Hartogsohn) — датский еврей из Рандерса.
2 октября 1943 Гестапо арестовало Йохана, его жену Эстер, 10-сына и 81-летнего дедушку. Им было предоставлено 20 мин на сборы, после чего отвезли на вокзал. Там их вместе с другими членами семьи впихнули в ж/д вагон для перевозки скота и отправили в концентрационный лагерь Терезиенштадт (Theresienstadt) в Чехию.
Некоторый датским евреям удалось вовремя бежать из Дании. Йохан знал о предстоящей облаве на евреев, но не мог поверить в то, что будет арестован, потому что его семья жила в Рандерсе на протяжении нескольких поколений.
Дневник Йохана Филлипа Хатогсон из концентрационного лагеря Терезиенштадт, 1945 г. На обложке — желтая звезда, которую он носил, и планировка концентрационного лагеря.
Вклад евреев в датское общество
Следующая часть выставки знакомила со вкладом евреев в жизнь датского сообщества. Многие изобретения, которые считаются датскими, по сути появились благодаря датским евреям.
С другой стороны, в некоторых случаях евреям ошибочно приписываются изобретения датчан. Так, например, датская пивоваренная компания Карлсберг (Carlsberg) не была основана датскими евреями, хотя определенная связь имеется. Новую пивоваренную компанию Карлсберг основал датский предприниматель Карл Якобсен. Еврейское происхождение имел Филип В. Хейман (Philip W. Heyman), который вместе финансистом Карлом Тиетген (C.F. Tirtgen) основал пивоваренную компанию Туборг (Tuborg). С 1970 года компания Tuborg объединилась с компанией Carlsberg.
Таким образом с датскими евреями не связана и знаменитая скульптура «Русалочка», создание которой спонсировал Карл Якобсен, хозяин пивоваренной компании Карлсберг. С другой стороны, определенное отношение к евреям имел автор известной сказки «Русалочка» — Г. К. Андерсен. Датский сказочник был хорошим другом еврейской семьи Мельхиор (Melchior). Г. К. Андерсен был часто у них в гостях и в доме еврейской семьи Мельхиор он провел свои последние годы жизни. Доротея Мельхиор, жена бакалейщика Мориц Г. Мельхиор, заботилась о старом и больном сказочнике до самой его смерти.
На выставке были представлены таблички с самыми известными фактами, заблуждениями и верными ответами, написанными на обратной стороне. Ниже я упомяну только факты, связанные с датскими евреями.
В 1853 еврейские браться Мейер и Якоб Херман Бинг (Meyer, Jacob Herman Bing) вместе с Фредериком Вильгельмом Грёндал (Frederik Vilhelm Grøndal) основали фарфоровую фабрику Bing & Grøndal, которая особенно прославилась посудой с дизайном «Чайка» (mågestel), придуманным в Фанни Гарде (Fanny Garde) 1892 г. Чайный сервиз с чайкой был особенно популярным до 1980 х годов и назывался «Национальным сервизом Дании». Другой чайный сервис, придуманный Гертрудой Васегорд (Gertrud Vasegaard) в 1956 г. включен в канон датского культурного наследия. В 1987 году компания Bing & Grøndal объединилась со своим главным конкурентом «Королевская фарфоровая мануфактура» (Royal Porcelain Factory) и стала называться «Королевский Копенгаген» (Royal Copenhagen).
В 1884 году Вигго Хоруп (Viggo Hørup) и датский еврей Эдвард Брандес (Edvard Brandes) основали газету «Политика» (Politiken), которая издается и в настоящее время большим тиражом.
Датский физик Нильс Бор (Niels Henrik David Bohr, 1885-1962), создатель теории строения атома и активный участник разработки основ квантовой механики, был евреем по материнской линии.
Арне Эмиль Якобсен (1902 года — 1971 года), будучи евреем, в 1943 году вынужден был бежать из Данию в Швецию. По возвращению в Копенгаген после окончания второй мировой войны, А. Э. Якобсен стал основоположником стиля «датский функционализм» и изобрел знаменитую серию оригинальных стульев.
Хенрик Понтоппидан (Henrik Pontoppidan, 1857–1943) за восьмитомный роман «Счастливчик Пер» (Lykke-Per) в 1917 году получил получил Нобелевскую премию по литературе «за правдивое описание жизни в Дании». Роман датско-еврейского писателя относится к числу самых значительных произведений в Дании, в 2004 году был включен в канон датской культуры.
В 1912 г. в королевском театре состоялась премьера пьесы датско-еврейского писателя и режиссера Анри Натансен «Внутри стен» (Indenfor Murene). Эта пьеса внесена в культурный канон Дании.
На Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 1932 году датско-еврейский борец Авраам Курланд (Abraham Kurland) завоевал серебро по борьбе.
В 1982 датский еврей Иси Фойгель (Isi Foighel) стал первым министром в Дании из числа иммигрантов в первом поколении.
В 2011 году датско-еврейский режиссер Сюзанна Бир (Susanne Bier) получила Оскар за фильм «Месть» (Hævnen).
Еще несколько фактов из датского общества, связанных с евреями.
Датское слово биркес (birkes- семена мака) происходит из еврейского слова брахот (brachot — благословение). Семенами мака посыпали субботний хлеб, который освящали перед едой в пятницу вечером.
Классическое еврейское печенье (jødekagen) с различными специями известно в Дании с 18 века и в настоящее время входит в ассортимент рождественской выпечки.
Датское слово Kittel (халат) происходит из еврейского языка германской группы идиш, в который оно могло быть заимствовано из арабского языка.
Терпимость и непримиримость
На протяжении всех 400-х лет жизни евреев в Дании отношение к ним со стороны датчан было сложным и изменчивым — от терпимости до непримиримости. Одна из причин была религиозная. Датские евреи жили обособленно, сохраняли свою веру и традиции. Это вызывало подозрение и даже страх у местных жителей. С другой стороны, датские евреи долгое время были ограничены в своих правах, особенно когда в датском королевстве разрешалось только лютеранское вероисповедание. Поэтому отношение к ним было довольно уничижительное. Кроме того, некоторые евреи занимались ростовщичеством, что вызывало зависть, недовольство и гнев. Несомненно находились те, кто желал «обнулить» свои долги перед ростовщиками, обвиняя евреев во всех возможных грехах. Причины неровного отношения к евреям могут быть и другие. В любом случае, история жизни евреев переполнена конспирологическими теориями и мифами.
На выставке в музее Рандерс были приведены некоторые факты из истории датских евреев.
1682 г.
Кристиан 5 предоставил евреям свободу вероисповедания в г. Фредерисия и разрешил построить в городе синагогу.
Несмотря на некоторую свободу во Фредерисии, любовные связи евреев с местными христианами не одобрялись. Так, например, в 1726 году христианская женщина, которая забеременела от еврея, была публично избили плетками на площади, а еврейский мужчина был выслан из страны. Если же еврейская женщина беременела от мужчины-христианина, то еврейская община должна была содержать ее и ребенка, а мужчина-христианин избегал наказания.
1692 г. и 1694 г.
Поступили предложения граждан при поддержке начальника полиции Копенгагена об основании гетто для евреев. Предложения оба раза были отклонены правящими кругами.
1694
Датским евреям было позволено основать небольшую еврейскую общину в Копенгагене.
1725 г.
Согласно предписанию от 23 марта евреям в Дании запрещалось иметь слуг-христиан. В 1734 году этот закон был отменен, но на евреев накладывался штраф, если они уговаривали христиан принять иудейскую веру.
1745 г.
Граждане датского королевства выдвинули предложение обязать евреев носить отличительные красные повязки. В этом же году поступило предложение граждан вывезти всех евреев из Дании в Гренландию и другие датские колонии с конфискацией их имущества. Власти отклонили оба предложения.
1780 г.
Евреи получили разрешение учиться в университете.
1788 г.
Евреи получили возможность работать в мастерских, но не разрешалось заниматься ювелирным делом в Копенгагене.
1809 г.
Датские евреи стали служить солдатами.
1810 г.
Евреи в Дании получила право на покупку земли.
1813 г.
Во время наполеоновских войн Дания, участвовавшая на стороне Наполеона, оказалась на проигравшей стороне. Дания потеряла свой флот и Норвегию, а государство обанкротилось. Это стало причиной разжигания «литературной еврейской вражды» (Den litterære jødefejde) в прессе и интеллектуальных кругах. В 1813 г. священник и писатель Стин Блихер (Steen S. Blicher) открыто выступил против враждебного отношения к евреям.
1814 г.
Евреи получили почти полные права. Для получения некоторых прав евреям нужно было отказаться от своей религии. Евреи получили доступ ко всем профессиям, за некоторым исключением, например — государственные должности. Оставались территории, где разрешалось жить только христианским гражданам.
По намерению короля еврейская община, получившая название «Мозаичная община» (Det Mosaiske Trossamfund) должна была стать еврейским отражением протестантской церкви. Придав синагогам государственный статус, т.е. приравнивая в правах с протестантской церковью, еврейская община должна была проводить в синагогах конфирмации подростков. В то время только после конфирмации датчане получали возможность получать образование, жениться и даже считаться гражданином.
Открытие синагог и прием на работу раввинов мог осуществляться только после одобрения короля или властей. В синагоге раввин обычно проповедовал только два раза в год: в Великую субботу и перед Днем искупления. По договоренности главный раввин был обязан проповедовать каждую субботу – на датском или немецком языке.
1819 г.
Еврейские погромы (jødefejde) в Дании. Помимо тяжелой экономической ситуации, в обществе существовали большие разногласия по поводу того, что евреи получили в 1814 году гражданские права без предварительного обращения в христианство.
Погромы начались в Гамбуре и в сентябре 1819 г. достигли Копенгагена. В городе были развешаны плакаты, где евреев называли чумой и обвиняли в государственном банкротстве. К ужасу властей, на плакатах король Фредерик 6 был назван «королем евреев». В течении нескольких дней разъяренные толпы людей разрушали дома и магазины, принадлежавшие евреям, и избивали ростовщиков-евреев.
Текст на плакате в Копенгагене: «Пожилые граждане поднимают оружие против евреев, которые издеваются и насмехаются над гражданами, отбирают хлеб из уст бедняков.» (Ældre medborgere griber til Vaaben mod jøderne, som spotte og forhaaner Borgerne, tager brødet af Munde på den fattige).
Свидетелем конфликта в Копенгаген стал молодой Г. К. Андерсен. В своем дневнике он оставил следующую запись:» «Накануне моего приезда начались еврейские погромы, весь город был охвачен, пройти через Остергаде было почти невозможно. Это всё, на что способна толпа».
Король направил ополчение, чтобы остановить еврейские погромы.
1826 г.
Левин Хартвиг Рее (Levin Hartvig Reé) стал первым евреем, принятым в Королевское стрелковое общество, но для этого он перешел в христианство, отказавшись от иудаизма.
1830 г.
Новая волна погромов, но меньшего размаха.
1849 г.
Первая Конституция Дании предоставила право вероисповедания.
1862 г.
В Дании был принят закон о полной свободе торговли и были упразднении гильдии. Членами гильдий могли быть только христиане. В конце 17 века Дания предоставила евреям особые привилегии, чтобы они могли себя содержать вне гильдий. Например, им было разрешено продавать поношенную одежду и заниматься производство табачных изделий. При этом гильдии пытались удержать еврейских торговцев, обвиняя в том, что под видом старой одежды евреи покупают товар слишком хорошего качества. Для того, чтобы разрешить конфликт с датскими гильдиями, королю пришлось запретить импорт поношенной одежды из-за границы.
1914 г.
Во время Первой мировой войны существовал дефицит товаров, и государство регулировало цены, например, на продукты питания — «Августовские законы» (Augustlovene). Экономические условия войны способствовали крупным спекуляциям товарами и к появлению многочисленных производителей и продавцов мясных консерв сомнительного качества, которых называли «гуляшный барон» (gullaschbaron). Среди них было много евреев, как светских так и религиозных.
1930-е года
Во избежания проблемы с евреями, Дания запретила въезд еврейским беженцам. Многие те, кому отказала Дания, позже попали в концентрационные лагеря.
1943 г.
На заглавной странице журнала «Знак битвы» (Kamptegnet) был написан текст «Дания для датчан. Евреи всегда были и остаются ростовщиками, мошенниками, обманщиками и убийцами».
1943 г.
Операция по спасению датских евреев, бежавших в Швецию. О спасении датских евреев в 1943 году написано немало. Тем не менее, об этой спасательной операции мало, что известно. Главным образом, потому что операция осуществлялась с полнейшей тайне. Не известно, каким образом просочилась секретная информация о том, что государственные власти Дании предоставили в Гестапо данные с именами и адресами датских евреев и коммунистов. С другой стороны, согласно историку Копенгагенского университета София Лене Бак (Sofie Lene Bak), слово «спасательная операция» не совсем соответствует реальным событиям, потому что датские евреи сами выполняли активную роль в спасении своей жизни. Им пришлось в спешке за бесценок распродавать свое имущество и ценности, чтобы потом платить большие суммы денег за переправку в Швецию. Поэтому многим датским евреям и удалось «спастись» так быстро и эффективно.
6400-7000 евреев смогли спасти свою жизнь, бежав в Швецию. Во время бегства погибли 44 датских евреев. Из 472 евреев, которые были депортированы из Дании в концентрационные лагеря, погибло 53 человека.
1985 г.
Теракт 22 июля, когда взорвалась бомба на ул. Крюсталгэде (Krystalgade) возле синагоги и американской авиакомпанией. Погиб один человек и 32 были ранены.
2015 г.
Теракт возле синагоги, когда погиб режиссер Финн Нёргорг (Finn Nørgaard), еврейский охранник синагоги и мальчик Дан Узан (Dan Uzan).
2019 г.
Новые нацисты наклеили желтые звезды на почтовых ящиках еврейских семей в Силькеборге.
Вандализм на еврейском кладбище в Рандерс.
Северное движение сопротивления (Den Nordiske Modstandsbevægelse) в ноябре опубликовало на страницах своего сайта аргументы о том, что холост — это фальсификация.
2020 г.
Увеличилось количество преступлений на почве ненависти. 41% случаев преступлений по религиозным мотивам были направлены против евреев.
2021 г.
В ночь на пасхальное воскресенье еврейское кладбище в Ольборге подверглось вандализму. Стена кладбища была облита красной краской, а на кладбище были разбросаны листовки с антисемитскими текстами.
2022 г.
Правительство разработало национальную стратегию по противодействию антисемитизму.
Видео на выставке в музее Рандерс >
Фотографии и видео сделаны 23 апреля 2023
Museum Østjylland Randers, Stemannsgade 2, 1. sal, 8900 Randers C, Danmark