8 Марта в музее гендеров в Орхусе проводился день открытых дверей. Об этом сообщали многие местных сми. По случаю Международного дня женщин посещение музея 8 марта 2022 года было бесплатным. 8 Марта в Дании — обычный рабочий день, но для меня он оказался свободным от работы. Пользуясь этими случаями я посетила музей — для общего представления.
Музей гендеров в Орхусе находится в самом центре города, в том самом месте, где во времена викингов было основано первое поселение Арос, из которого вырос второй по величине город Дании. Здание музея гендеров расположилось возле старейших построек Орхуса — латинская школа (Aarhus Katedral skole) и главный собор (Aarhus Domkirke). Возле латинской школы был установлен информационный щит, сообщавший о том, что в этом месте были найдены следы существования мастерских времен викингов.
Рядом располагались какие-то технические установки, облепленные листовками с заголовками: «Восстание женщин, 8 Марта» (дат. “Kvindeoprør, 8 Marts”). На этих же технических установках была приклеена и другая табличка с текстом: «Наклейки и надписи запрещены».
Возле Орхусского собора все еще сохранилась табличка с бывшим названием музея гендеров — «музей женщин» (дат. «Kvindemuseet»). В этом же здании располагается и музей и музей оккупации (дат. «Besættelsesmuseet»).
Здание музея гендеров в Орхусе — это бывшая ратуша города. Теперь стены здания украсили баннеры со словами «Køn», что в переводе с датского языка означает «гендер».
На плакате у входа в музей написан текст на жаргонном английском языке, что-то вроде «этот музей крутой, потому что все заткнули свой фак».
Ниже была представлена программа мероприятий, посвященных женскому дню и гендерной борьбе. Подобные мероприятия называются «Революция» (дат. Revolution).
8 Марта в музее гендеров в Орхусе мероприятия намечалось проводить с 10:00 до 21:00. На фотографии было запечатлено празднование дня 8 Марта возле музея в год предыдущий. Тогда молодые люди маршировали на площади между зданием бывшей ратуши и Орхусским собором с барабанчиками и плакатами со текстами «говорить нет — это ОК, это нормально, блять» (дат. det er ok at sige nej, det er ok fucking»), «Феминизм для всех» (дат. «Feminisme er for alle»).
Подобное шествие под лозунгом «Марш равенства» был запланирован и в этот день — 8 марта 2022 года с 18:00-19:00. Так долго оставаться в городе я не планировала.
Я пришла в музей ненадолго и только для того, чтобы получить небольшое представление о его содержимом и потому что 8 марта вход был бесплатным. Платить 70 крон за посещение музея у меня не было желания, даже не смотря на то, что музей раскрутили до такой степени, что воткнули его в список самых примечательных туристических аттракционов Дании. Четыре звезды — круче некуда.
Над входом в музей гендеров все еще сохранилась старая надпись «музей женщин». На белом баннере была сделана реклама выставки про Астрид Линдгрен под названием «Не маленькое дерьмо» (дат. «Ingen lille lort»).
Холл музея гендеров украсила одна из самых раскрученных достопримечательностей — скульптура кормящего мужчины под названием Агапе (Agape). Про это произведение искусства очень широко оповещали средства массовой информации. Не случайно возле скульптуры собиралось много любопытных людей, некоторые из них спешили сфотографироваться на фоне уже известного произведения искусства.
Автор скульптуры кормящего мужчины — молодой датский художник Аске Йонатан Крейлгордс (Aske Jonatan Kreilgaard), имя которого еще до недавнего времени было совсем неизвестным. Но эта скульптура поставила его в ряд самых продвинутых деятелей датского искусства и увековечила имя художника в истории Дании.
Скульптуру Аске Йонатан сотворил со своего подобия. Для создания шедевра Аске Йонатан обфотографировал свое тело со всех сторон и использовал продвинутую компьютерную трехмерную графическую программу. Таким образом скульптура стала точной копией автора, разве что размерами побольше — около 3 х метров высоту, и для основного эффекта на мужское тело были прилеплены женские сиськи. О том, кто родил ребеночка, которого кормило это гибридное создание, история умалчивала.
Скульптура кормящего мужчины Агапе стала украшать холл музея относительно недавно. Это произведение искусства заняло достойное место в музее в ноябре 2021 года по случаю Международного дня мужчин.
В кассе музея предлагались для продажи два вида плакатов с изображением скульптуры — на голубом фоне и на розовом. В объявлении сообщалось о том, что в продаже осталось ограниченное количество плакатов.
Возле парадной лестницы, ведущей в бывший зал городского совета Орхуса, появилось еще одно произведение искусства под названием «Фрёкен Клиттен» (дат. Frøkken Klitty) и подразумевало творческое воспроизведение клитера.
«Твоя личная революция, поднимись по лестнице выше» — звучал текст на табличке, установленной рядом.
По случаю 8 Марта в музее гендеров и лестницы, и стены были украшены воздушными шариками, разноцветными флажками и шторами из блестящего дождика.
Среди посетителей было очень много молодых людей, которые судя по возрасту могли быть студентами гимназий. Они приходили группами со взрослыми, которые могли быть их преподавателями. Возможно, что посещение музея было включено в образовательную схему учебных заведений, ведь 8 марта в Дании — самый обычный рабочий и учебный день.
В разных местах музея гендера проводились воркшопы, в которых принимали участие молодые люди. Они рисовали какие-то значки, плакаты и разукрашивали картинки, таким образом развивали свой творческий потенциал и погружались в тему.
Основные экспозиции музея расположились в бывшем зале городского совета (Byrådssalen).
Выставка под названием «Красные чулки» (дат. «Rødstrømperne) посвящалась датскому движению за права женщин, которое проводилось в Дании с 1970 х до середины 1980 х годов. Эта организация проводила различные мероприятия, клубы, летние лагеря и основала в Орхусе музей женщин — тот самый, который недавно поменял название на музей гендеров.
На выставке были представлены некоторые вещественные свидетельства женского движения «Красные чулки».
Плакат в женской галерее Орхуса в 1977 году, на котором описывается тяжелая участь женщин, обремененных работой по дому.
Другие старые плакаты рассказывали о неравенстве женщин в области образования и карьеры.
Движение «Красные чулки», несмотря на небольшой срок существования, добилось значительных изменений в законодательстве. Так, например, благодаря женским активисткам в 1973 году было принято законодательство о бесплатных абортах, закон о равной оплате труда в 1976 году и об улучшении условий декретного отпуска в 1980 году.
Но в целом, борьба феминисток за равные права с мужчинами также стала приводить к значительным изменениям традиционных гендерных ролей, которое в юмористической форме изобразил датский художник Херлуфа Бидструпа (Herluf Bidstrup, 1912 — 1988). Комикс датского художника — это лирическое отступление. Этой картинки с комиксом в музее не было, т.к. Херлуф Бидструп в Дании относится в числу датчан, имя которых в официальных источниках предпочитают замалчивать.
В зале бывшего городского совета был установлен экран, на котором менялись слайды. На одном был написал текст «Международный день борьбы женщин», на другом была представлена программа праздничных мероприятий.
В некоторых странах день 8 Марта, родившийся из массовых протестов женщин за равные права с мужчинами, превратился в символический «праздник весны» без какого-то феминистского пафоса и стал просто еще выходным днем для всех. В Дании же день 8 Марта сохранил свою изначальную повестку — борьба против угнетения женщин. Со временем борьба за равенство стала иметь более широкое понятие и переросла в интенсивную борьбу за гендерное равенство.
В соседнем зале была устроена выставка под название «Достоверно про гендеры”.
Образовательная таблица под названием «гендерный барометр» предлагала посетителям определить свой гендерный вид. Оказывается все не так просто. Наглядная картинка объясняет, что гендерный вид определяет целый ряд фактов:
внешние признаки — то, что видно снаружи,
половые органы определяют биологическое состояние,
сердцем люди чувствуют свою ориентацию,
в мозгах же формируется сам гендерный идентитет.
На основании такой продвинутой теории датские ученые различают 68 видов гендеров! Меня начинало изнутри немного потряхивать. Как всё усложнено. Неужели ученым больше нечем заняться?
Но было похоже на то, что ученые разработали систему с толком и расстановкой. Для каждого вида гендера был придуман значок и сделано краткое описание симптомов. Посетителям предлагалось найти себя в этой сложной гендерной системе и изобразить свое состояние визуально.
На столе лежали фломастеры и листочки картона с текстами «Нарисуй свой гендер». Визуализация своего гендерного вида посетители музея прикрепляли к веревочкам, свисающим с потолка.
Центральную часть зала заполнила экспозиция про эволюцию гендерного равенства в Дании, которая в этом месте располагалась и ранее, когда музей был «женским». Про эту экспозицию я рассказывала более подробно в другой статье.
Фотографии, одежда и наряды людей с различными гендерными идентичностями.
Тем, кто желал углубиться в тему, можно было послушать в наушниках истории, которые рассказывали люди с различными ориентациями.
В гендерно-нейтральном туалете с аутентичной дверью из туалета латинской школы, разрисованной ее учениками, тоже висели наушники для прослушивания каких-то историй.
Инсталляции — форма современного искусства с пространственными композициями. В музее гендеров представлено несколько инсталляций. Например, пустая комната с детскими кроватками, прикрепленными на потолок. Никаких надписей не приводится. Посетителям предоставляется простор для размышления.
Этажерка с детскими игрушками и синее платье, которое полюбилось 3-х летнему мальчику по имени Херберт. Это был его личный выбор и в этом не должно быть ничего необычного. Хотя становится понятно то, что ребенок выбрал то, что ему предложили его родители.
На этажерках инсталляции художники установили еще массу бытовых предметов и сделали надпись: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».
И еще одна инсталляция в виде небольшого экрана, вмонтированного в дверцу старого комода. На экране крутился видеоролик про современную мадонну с младенцами. Замученная женщина поднимала одного ребенка, трясла его, затем опускал на пол и с изнуряющим видом поднимала другого, чтобы его потрясти.
Инсталляция, видео >
Другая инсталляция обращала внимание на проблему деторождения в Дании. Начиная с 1970-х годов, когда датчанки стали массово выходить на рынок труда, на одну женщину стало рождаться в среднем 1,7 ребенка, в то время как для сохранения численности населения на одном уровне нужен суммарный коэффициент рождаемости около 2,1 ребенка. Датчане слишком поздно приступают к «детскому проекту», потому что многим в первую очередь желают получить образование, сделать карьеру и путешествовать. В настоящее время многие датские женщины рожают первого ребенка, достигнув 30-летнего возраста и увеличивается количество женщин, которые не могут или не желают иметь своих детей.
«Ты говорил со своим яйцом сегодня?» — звучал текст на плакате, представляющей организацию по вопросам бесплодия (Fertilitetsrådgivning). Далее сообщалось о том, что шансы стать матерью в 25 лет в два раза выше, чем в 35 лет.
Другой плакат сообщал о том, что 40 % датских мужчин имеют низкое качество спермы и поэтому им сложно стать отцом своего ребенка.
Статистические данные еще рассказывали о том, что 1 из 10 детей в Дании рождается в результате искусственного оплодотворения и около 20 % датчан не могут иметь детей.
На самом верхнем этаже здания бывшей ратуши была устроена выставка про деятельность шведской писательницы Астрид Линдгрен (1907-2002) под названием «Не маленькое дерьмо» (дат. «Ingen lille lort»). Эта фраза принадлежала Юнатану — герою сказочно-приключенческой повести Астрид Линдгрен «Братья Львиное сердце». В моей же памяти шведская писательница из детства запомнилась как «мама Карлсона».
Как выяснилось, Астрид Линдгрен была не только писательницей, но и активной феминисткой, поэтому выставка гармонично вписалась в тематику Орхусского музея гендеров.
Аутентичный костюмчик шведской писательницы-феминистки и образ храброй девочки Пиппи Длинный чулок.
«Мужчина, да! сказала Пиппи, но я самая сильная девочка на свете, помни это!»
— Пиппи в цирке, 1945 г.
Оказалось, что Астрид Линдгрен занималась большой общественной деятельностью. Она выступала в защиту животных, охрану природы, выступала против использования атомной энергии, критиковала неонацистов и Советский Союз, ненавидел коммунистов и русских. Но прежде всего она боролась за счастливое детство детей на всей планете.
В тему борьбы Астрид Линдгрен была представлена карта, на которой синим цветом обозначены страны, в которых запрещено насилие в школах и дома. Голубым цветом помечены страны, в которых запрещается насилие только в школах. Совсем светло-голубым цветом отмечены страны, в которых не запрещается насилие ни в школах, ни в доме. Источник информации официальный — ЮНИСЕФ. Поэтому не указано, на кто, на основании чего и как составлял эти градации. Это совсем важно, потому что источник информации — официальный.
Просмотрев экспозиции музея, я еще зашла в помещения, в которых по случаю 8 Марта в музее гендеров проводились воркшопы.
В одной комнате молодые люди рисовали плакаты. Быстрым взглядом прочитала тексты, нарисованные на некоторых плакатах: «Борьба — каждый день», «Качество — это равенство», «Мое любимое время настанет, когда будет разрушен патриархат».
В гардеробе у входа в другое помещение висел плакат со следующими словами:
«Гендерное видение. Мы хотим возглавлять диалог о важности гендерной темы, создавать понимание, интерес и бороться за равноправное общество».
И еще масса лозунгов:
«Мы работаем над тем, чтобы сломать общепринятые нормы».
«В этом музее ты в безопасности».
«Феминизм — это не борьба женщин против мужчин. Это означает борьбу феминисток с сексистами и равные возможностях для всех.»
В этом помещении молодые люди тоже что-то рисовали. Стены украшали еще другие плакаты с гендерными символами и текстами:
«Женщиной не рождаются, женщиной становятся».
«Твое личное мнение — это политика».
“Гендерный язык сбивает с толку. Почему в немецком языке слово «стол» — мужского рода, во французской языке — женский род и среднего рода в английском?»
Смысл некоторых текстов я вообще не могла понять. В этом музее я чувствовала себя инопланетянином.
Обстановка в музее стояла действительно праздничная. Со всех сторон доносилась музыка, расхаживали радостные люди и приходили толпы новых посетителей. В зале бывшего городского совета собрались журналисты. Уже скоро должна была начаться какая-то праздничная презентация. Я поспешила на выход.
Видео с выставки >
Проходя мимо Орхусского собора, построенного на месте поселения викингов, мысли невольно уводили в далекие времена, лет на тысячу назад. Это было то время, когда на территории Дании началась осуществляться массовая христианизация язычников-викингов ради того, чтобы обуздать их разбои, разврат и невежество. Этот долгий процесс усмирения строптивых растянулся на несколько столетий. В 11-13 веках романские церкви стали массово строиться во всех уголках земли, ставшей датским королевством.
На память пришла иллюстрация известного плаката про краткую историю Дании «Skalks tidstavle«, приобретенном в магазинчике музея викингов в г. Еллинг. На плакате художественным образом изображены основные этапы истории Дании — со времен окончания последнего ледникового периода около 10 000 лет назад до времени настоящего. Однако, учитывая то, что плакат был выпущен в 1972 году и обновлен в 2007 году. Поэтому на нем отсутствуют события последних лет. Возможно, что со временем плакат истории Дании станет дополнен.
Фотографии и видео сделаны 8 марта 2022
Музей гендеров, адрес: Domkirkepladsen 5, 8000 Aarhus, Danmark